Хорей
Хорей (устаревшее название «трохей») относится к двухсложным стихотворным метрам, использующимся в силлабо-тоническом стихосложении. Термин был заимствован из греческого языка, где слово «choreos» означает «плясовой». Стопа хорея состоит из двух слогов, первый из которых является ударным. Если изобразить стопу при помощи символов «!» (ударный слог) и «_» (безударный слог), то получится такая схема:
! _
Что касается размеров, то в русской поэзии (силлабо-тонической) наиболее распространены четырёх-, пяти– и шестистопные хореи. Двух– и трёхстопные встречаются намного реже и более характерны для детских стихотворений. Вот несколько примеров таких произведений:
Ну, ре|бята,
Чур – мол|чок:
Будет| сказка
про ВОЛ|ЧОК!«Волчок», Б. В. Заходер.
В этой| сказке
Нет по|рядка:
Что ни| слово –
То за|гадка!
Вот что
Сказка| говорит…«Кит и кот», Б. В. Заходер.
С виду| мы
Не очень| схожи:
Петька| толстый,
Я ху|дой,
Не по|хожи мы|, а всё же
Нас не| разо|льёшь во|дой!«Мы – друзья», Б. В. Заходер.
Дождик|, дождик|, не дож|ди,
Не дож|ди ты|, подо|жди!
Выйди|, выйди|, солнышко,
Золо|тое| донышко!Я на |раду|гу-ду|гу
Полю|буюсь| побе|гу –
Семи|цветну|ю-цвет|ную
На лу|гу под|стере|гу.«Радуга», Е. А. Благинина.
Четырёхстопные хореи встречаются гораздо чаще. Поэты в XIX и XX веках часто пользовались этим размером. Довольно часто употреблял его Афанасий Афанасьевич Фет. Вот отрывки из его произведений, написанных именно этим размером:
Чуть ве|черней| росою
Осы|пает|ся тра|ва,
Чешет| косу|, моет| шею
Черно|брова|я вдо|ва.«Змей».
Отче|го все| звёзды| стали
Непо|движно|ю чре|дой
И, лю|буясь| друг на| друга,
Не ле|тят од|на к дру|гой?Искра| к искре| бороз|дою
Проне|сётся| иног|да,
Но уж| знай, ей| жить не|долго:
То – па|дуча|я звез|да.«Звёзды».
Вот за|става| – скоро| к дому,
Слава| богу|, налег|ке!
Мой при|вет Крем|лю род|ному,
Мой при|вет Моск|ве-ре|ке!«Возвращение».
Этим размером написаны строки знаменитой «Людмилы» Василий Андреевич Жуковского:
Где ты|, милый|? Что с то|бою?
С чуже|земно|ю кра|сою,
Знать, в да|лёкой| сторо|не
Изме|нил, не|верный|, мне,
Иль без|времен|но мо|гила
Светлый| взор твой |уга|сила».
Так Люд|мила|, приу|ныв,
К персям| очи |прикло|нив,
На рас|пути|и взды|хала.
«Возвра|тится |ль он, – меч|тала, –
Из да|лёких|, чуждых| стран
С грозной| рати|ю сла|вян?»
То же самое относится и к сказке в стихах «Спящая царевна»:
Жил-был| добрый| царь Мат|вей;
Жил с ца|рице|ю сво|ей
Он в со|гласье| много| лет;
А де|тей всё| нет как| нет.
Раз ца|рица| на лу|гу,
На зе|лёном| бере|гу
Ручей|ка бы|ла од|на;
Горько| плака|ла о|на.
Вдруг, гля|дит, пол|зёт к ней| рак;
Он ска|зал ца|рице |так:
«Мне те|бя, ца|рица,| жаль;
Но за|будь сво|ю пе|чаль;
Поне|сёшь ты |в эту| ночь:
У те|бя ро|дится |дочь».
Четырёхстопным хореем пользовался Гавриил Романович Державин в своей оде русским красавицам. Интересно, что в угоду ритму поэт намеренно переносит ударение с одного слога на другой, придавая тем самым немного архаичное звучание, напоминающее народную песню:
Зрел ли| ты, пе|вец Ти|иский!
Как в лу|гу вес|ной быч|ка
Пляшут| деву|шки рос|сийски
Под сви|релью| пастуш|ка?
Как, скло|нясь гла|вами|, ходят,
Башма|ками |в лад сту|чат,
Тихо| руки|, взор по|водят
И пле|чами| гово|рят?
Как их| лента|ми зла|тыми
Челы |белы|е блес|тят,
Под жем|чугами| драгими
Груди| нежны|е ды|шат?«Русские девушки».
Четырёхстопным хореем написано вдохновляющее произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Совет»:
Не и|щи страс|тей тя|жёлых;
И по|куда| бог да|ёт,
Нектар| пей ча|сов ве|сёлых;
А пе|чаль са|ма при|дёт.
И, лю|дей не| прези|рая,
Не бе|рись у|чить дру|гих;
Лучшим| быть не |вобра|жая,
Скоро |ты по|любишь| их.
Александр Сергеевич Пушкин не часто обращался к хорею, предпочитая ямб, но произведения, написанные четырёхстопным хореем, можно найти и в его творчестве. Вот одно из таких:
От ме|ня ве|чор Ле|ила
Равно|душно| ухо|дила.
Я ска|зал: «Пос|той, ку|да?»
А о|на мне |возра|зила:
«Голо|ва тво|я се|да».
Я на|смешни|це не|скромной
Отве|чал: «Все|му пo|pa!
То, что| было |мускус| тёмный,
Стало| нынче| камфо|ра».
Но Ле|ила |неу|дачным
Посме|яла|ся ре|чам
И ска|зала:| «Знаешь| сам:
Сладок| мускус| ново|брачным,
Камфо|ра год|на гро|бам».«От меня вечор Леила…».
Нередко четырёхстопный хорей встречается в лирике поэтов Серебряного века.
Будет| камень| вместо| хлеба
Мне на|градой |злой.
Надо| мною| только| небо,
А со |мною| голос| твой.«Песенка», А. А. Ахматова.
Листья| пада|ют в са|ду,
Пара |кружит|ся за |парой…
Оди|ноко| я бре|ду
По лист|ве в ал|лее| старой.«Листья падают в саду…», И. А. Бунин.
Вечер| мирный,| безмя|тежный
Кротко| нам взгля|нул в гла|за,
С грустью| тайной|, с грустью| нежной…
И в ду|ше под| тихим| ветром
Накре|нились| пару|са.«Тишина», В. Я. Брюсов.
Только| русский|, знавший| с детства
Тяжесть| вечной| духо|ты,
С жизнью| взявший|, как на|следство,
Дедов| страст|ные меч|ты…«Только русский», В. Я. Брюсов.
Пятистопные хореи представлены в следующих отрывках:
Холо|дела| кровь, и| сердце| ныло:
Так тяж|ка бы|ла тво|я пе|чаль;
Горько| мне за |нас о|боих| было,
И ска|зать мне| правду| было| жаль.«Что за ночь! Прозрачный воздух скован…», А. А. Фет.
Старый| сад всю| ночь гу|дел уг|рюмо,
Дождь шу|мел, и,| словно| капли| слёз,
Падал| он в хо|лодный| снег на| землю
С голых| сучьев| стону|щих бе|рёз.«Три ночи», В. Я. Брюсов.
Поэты конца XX века также прибегали к хорею. Вот отрывок из иронического стихотворения Андрея Андреевича Вознесенского:
В нашей| качке| те, кто| круче,
ухва|тясь за| зов не|бес,
словно| держат|ся за| ручки.
А трол|лейбус| их ис|чез…«Былина о Мо».
Современные поэты также обращаются к хорею, когда создают свои произведения. Вот отрывок из стихотворения Максима Кабира «Беги, Лола, беги»:
Мир под|ростка| – это| ралли,
Гонки| в бездне| межпла|нетной.
И ро|дите|ли со|врали,
Что ро|дите|ли бес|смертны.
Таким образом, мы видим, что этот метр одинаково хорош как для имитации старинных сказаний и песен и романтических од любви, так и для современных стихотворений. Поэтому хорей часто встречается в различных произведениях русской поэзии.