Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Яков Полонский

«Дорога» Я. Полонский

Глухая степь – дорога далека,
Вокруг меня волнует ветер поле,
Вдали туман – мне грустно поневоле,
И тайная берет меня тоска.

Как кони ни бегут – мне кажется, лениво
Они бегут. В глазах одно и то ж –
Все степь да степь, за нивой снова нива.
– Зачем, ямщик, ты песни не поешь?

И мне в ответ ямщик мой бородатый:
– Про черный день мы песню бережем.
– Чему ж ты рад? – Недалеко до хаты –
Знакомый шест мелькает за бугром.

И вижу я: навстречу деревушка,
Соломой крыт стоит крестьянский двор,
Стоят скирды. – Знакомая лачужка,
Жива ль она, здорова ли с тех пор?

Вот крытый двор. Покой, привет и ужин
Найдет ямщик под кровлею своей.
А я устал – покой давно мне нужен;
Но нет его… Меняют лошадей.

Ну-ну, живей! Долга моя дорога –
Сырая ночь – ни хаты, ни огня –
Ямщик поет – в душе опять тревога –
Про черный день нет песни у меня.

<1842>

Анализ стихотворения Полонского «Дорога»

Стихотворение «Дорога» написано в 1842 году студентом юридического факультета московского университета, еще не осознавшим своего поэтического призвания. Небольшое стихотворение обыденного содержания отражает душевное состояние лирического героя. Похоже, что он утратил вкус к жизни.

Автор пользуется такими выразительными средствами:

  • эпитетами – «глухая степь», «знакомый шест», «знакомая лачужка», «черный день» – позволяющими одним ярким, достоверным мазком обрисовать явления природы или жизни;
  • олицетворениями – «ветер волнует», «берет тоска» – призванными сконструировать других «героев» стихотворения, точнее изобразить явления и передать чувства;
  • эпифорой – «Как кони ни бегут – … лениво … бегут», которая создает ощущение монотонности пути;
  • синекдохой – «волнует поле», которая является аллюзией на душевное состояние героя – он также взволнован;
  • лексическим повтором – «степь да степь», «за нивой … нива», «стоит двор, стоят скирды» – создающим образ серой, безрадостной действительности;
  • вопросно-ответной формой изложения, оживляющей текст, который навевает исключительно грусть;
  • эллипсисом – «ямщик мой бородатый (говорит)», «я устал – (поэтому) покой мне нужен», «в душе опять (поселилась) тревога» – который сокращает объем текста, сосредотачивая внимание читателя на главном;
  • обращением – «ямщик» – якорем читательского внимания;
  • инверсией – «волнует ветер», «берет тоска», «найдет ямщик», «ямщик мой бородатый», «вижу я, «стоит двор», «стоят скирды», «под кровлею своей» – которая обеспечивает гармонию стихотворного размера;
  • риторическим вопросом – «Жива ль она, здорова ли…?»
  • риторическим восклицанием – «Ну-ну, живей!»;
  • однородными членами предложения – «покой, привет (теплый прием) и ужин» – всесторонне описывающими ямщицкий быт;
  • умолчанием – «нет его (покоя)…» – которое свидетельствует о крайней усталости, необычной для двадцатитрехлетнего человека;
  • синтаксическим параллелизмом – «глухая степь – дорога далека», «долга дорога – ни хаты, ни огня».

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «деревушка», «лачужка» позволяют точно отобразить убогость крестьянского быта.

Герой пытается развлечься песней ямщика, но тот отказывается петь. Ямщик рад тому, что скоро окажется дома. А лирического героя не ждут нигде – слова «мне грустно», берет тоска», «в глазах одно и то ж», «устал», «покоя нет», «в душе тревога» свидетельствуют о меланхолии и безысходности.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах