«В прошлом» В. Брюсов
Ты не ведала слов отреченья.
Опустивши задумчивый взор,
Точно в церковь, ты шла на мученья,
Обнаженной, забыла позор.Бея полна неизменной печали,
Прислонилась ты молча к столбу, –
И соломой тебя увенчали,
И клеймо наложили на лбу.А потом, когда смели бичами
Это детское тело терзать,
Вся в крови поднята палачами,
«Я люблю» ты хотела сказать.
3 ноября 1894 г.
Сборник «Chefs d’oeuvre», цикл «Холм покинутых святынь».
Анализ стихотворения Брюсова «В прошлом»
Первый сборник стихов Валерия Брюсова под названием «Шедевры» вызвал много негативных отзывов среди критиков, которые считали молодого поэта весьма самонадеянным и лишенным таланта. Сам же Брюсов, следуя традициям французского символизма, был убежден в обратном. Он искренне верил, что сумел найти гармонию между смыслом и формой, благодаря чему его стихи действительно напоминают жемчужины, нанизанные на шелковую нить. Чтобы добиться этого, поэту пришлось обращаться к различным темам и даже совершить экскурс в историю, результатом которого стало появление на свет стихотворения «В прошлом».
Посвящено оно таинственной незнакомке, хотя многие исследователи творчества Брюсова убеждены, что это – собирательный образ, навеянный легендами и преданиями о зверствах французской инквизиции. В средние века в Европе принято был сжигать ведьм на кострах, и под определение колдуньи могла попасть абсолютно любая женщина, проявившая неуважение к властям или же оклеветанная недоброжелателями.
Одной из таких строптивых особ, которая чем-то не угодила инквизиции, и является героиня стихотворения Брюсова – юная особа, которая «не ведала слов отреченья» и шла на казнь ради любви. Кто был ее героем, автор предпочитает умолчать. Но, вероятно, он оказался далеко не тем, за кого себя выдавал, если позволил избраннице пройти через все пытки и унижения, не попытавшись даже облегчить ее участь.
Впрочем, так, которая «обнаженной забыла позор», в этот момент не нуждалась в сочувствии и прощении. Она знала, ради чего жертвует собственной жизнью, и готова была принять муки, так как не чувствовала себя виноватой. Да и можно ли считать постыдной любовь, которая была дарована этой девушке небесами и стала чуть ли не самым значимым событием в ее жизни?
Ради этого всепоглощающего чувства героиня стихотворения смогла пройти через множество унижений публичной казни, перед которой ей «клеймо наложили на лоб», а затем стали «бичами это детское тело терзать». Перед тем, как быть сожженной на костре, девушка попыталась сказать лишь одно слово «люблю», которым не только подписала себе смертный приговор, но и доказала, что не отказывается от собственных убеждений. Однако между строк можно прочесть завуалированный вопрос автора о том, способны ли современные леди принести себя в жертву ради столь возвышенного чувства, или же подобные самопожертвования остались в далеком прошлом, став красивыми легендами.