Параллелизм
В нашей речи нередки фразы с одинаковой конструкцией. Вспомним некоторые рекламные слоганы: «Энергия нового вкуса, энергия новой жизни!» (бренд «Dilmah»), «Вкус на зависть, качество на совесть» (бренд «Махеев»). В обоих случаях предложения построены одинаково, как бы параллельно друг другу. Этот приём широко применяется не только в обыденной жизни, но и в литературном языке, где носит наименование «параллелизм».
Этот термин пришёл из греческого языка («parallelos» означает «идущий рядом») и определяется как риторическая фигура, предполагающая совпадение или тождественность речевых конструкций двух или более близких отрезков речи. Этот художественный приём подчёркивает связь между изображаемыми предметами или явлениями и соединяет их в единый поэтический образ. Кроме того, с помощью параллелизма автор может удерживать внимание читателя на определённом образе, придавать речи большую убедительность и экспрессивность.
В качестве параллельных элементов могут выступать отдельные слова, словосочетания, предложения.
В литературоведении выделяют несколько типов параллелизма.
1. Синтаксический параллелизм является наиболее распространённым и предусматривает одинаковую структуру предложений. Ярким примером синтаксического параллелизма являются строки «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина:
Мы видим, что первый элемент организован одинаково: предложение начинается с обстоятельства «в небе» с определением «синем», затем следует подлежащее «звёзды» и сказуемое «блещут». Следующий элемент повторяет эту структуру. То же самое касается второго предложения.
Часто этот тип параллелизма сочетается с фигурами прибавления (анафора, эпифора):
2. Тематический (или образный) параллелизм основан на сопоставлении двух близких по содержанию явлений.
3. Строфический параллелизм заключается в одинаковом синтаксическом или лексическом построении в смежных строфах.
4. Отрицательный параллелизм предполагает, что один из элементов параллельной конструкции содержит отрицательную частицу «не».
Этот приём характерен для народной поэзии:
5. Ритмический параллелизм заключается в повторении ритмического рисунка произведения, т. е. в соседних отрезках речи ударения, паузы и т. п. расположены сходным образом.
Представляется, что самым распространённым видом параллелизма в русской поэзии является именно синтаксический параллелизм. Примеры использования этой фигуры речи встречаем в произведениях многих авторов:
В этом отрывке помимо прямого параллелизма обнаруживается ещё и обратный (т. е. хиазм) – перекрёстная конструкция в последних двух строках. Она создаёт эффект резкой смены ритма, усиливает значение образов.
Здесь мы видим инверсию, повторённую в двух соседних предложениях. Такая конструкция, обогащённая аллитерацией, передаёт нарастающий вал звуков.
Сочетание параллельных элементов здесь усиливает чувство тоски и печали лирического героя.
В этом отрывке похожие конструкции формируют целостный образ прекрасного острова, добавляя к нему новые и новые детали.
В этом примере синтаксический параллелизм подчеркивает единство разнородных предметов, заключающееся в одинаковой ценности их для поэтессы.
Здесь несколько параллельных элементов используются для усиления воздействия на собеседника, придания убедительности и веса высказыванию.
Как мы видим на основе данных примеров, параллелизм может применяться в литературе с разными целями. В некоторых случаях применение этой фигуры речи способствует созданию целостного гармоничного образа, в других – наоборот, помогает подчеркнуть различия или обозначить единство предметов или явлений. Часто параллелизм используется для усиления экспрессивности и убедительности сказанного. Это является весьма ценным свойством, поэтому параллелизм часто применяется в повседневной речи. Вспомним примеры из рекламы, приводившиеся выше. Таким образом, параллелизм – важное средство, которое влияет на выразительность и эмоциональность речи и позволяет воздействовать на восприятие её читателем.