Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Поэтические приёмы

Параллелизм

В нашей речи нередки фразы с одинаковой конструкцией. Вспомним некоторые рекламные слоганы: «Энергия нового вкуса, энергия новой жизни!» (бренд «Dilmah»), «Вкус на зависть, качество на совесть» (бренд «Махеев»). В обоих случаях предложения построены одинаково, как бы параллельно друг другу. Этот приём широко применяется не только в обыденной жизни, но и в литературном языке, где носит наименование «параллелизм».

Этот термин пришёл из греческого языка («parallelos» означает «идущий рядом») и определяется как риторическая фигура, предполагающая совпадение или тождественность речевых конструкций двух или более близких отрезков речи. Этот художественный приём подчёркивает связь между изображаемыми предметами или явлениями и соединяет их в единый поэтический образ. Кроме того, с помощью параллелизма автор может удерживать внимание читателя на определённом образе, придавать речи большую убедительность и экспрессивность.

В качестве параллельных элементов могут выступать отдельные слова, словосочетания, предложения.

В литературоведении выделяют несколько типов параллелизма.

1. Синтаксический параллелизм является наиболее распространённым и предусматривает одинаковую структуру предложений. Ярким примером синтаксического параллелизма являются строки «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина:

Мы видим, что первый элемент организован одинаково: предложение начинается с обстоятельства «в небе» с определением «синем», затем следует подлежащее «звёзды» и сказуемое «блещут». Следующий элемент повторяет эту структуру. То же самое касается второго предложения.

Часто этот тип параллелизма сочетается с фигурами прибавления (анафора, эпифора):

2. Тематический (или образный) параллелизм основан на сопоставлении двух близких по содержанию явлений.

3. Строфический параллелизм заключается в одинаковом синтаксическом или лексическом построении в смежных строфах.

4. Отрицательный параллелизм предполагает, что один из элементов параллельной конструкции содержит отрицательную частицу «не».

Этот приём характерен для народной поэзии:

5. Ритмический параллелизм заключается в повторении ритмического рисунка произведения, т. е. в соседних отрезках речи ударения, паузы и т. п. расположены сходным образом.

Представляется, что самым распространённым видом параллелизма в русской поэзии является именно синтаксический параллелизм. Примеры использования этой фигуры речи встречаем в произведениях многих авторов:

В этом отрывке помимо прямого параллелизма обнаруживается ещё и обратный (т. е. хиазм) – перекрёстная конструкция в последних двух строках. Она создаёт эффект резкой смены ритма, усиливает значение образов.

Здесь мы видим инверсию, повторённую в двух соседних предложениях. Такая конструкция, обогащённая аллитерацией, передаёт нарастающий вал звуков.

Сочетание параллельных элементов здесь усиливает чувство тоски и печали лирического героя.

В этом отрывке похожие конструкции формируют целостный образ прекрасного острова, добавляя к нему новые и новые детали.

В этом примере синтаксический параллелизм подчеркивает единство разнородных предметов, заключающееся в одинаковой ценности их для поэтессы.

Здесь несколько параллельных элементов используются для усиления воздействия на собеседника, придания убедительности и веса высказыванию.

Как мы видим на основе данных примеров, параллелизм может применяться в литературе с разными целями. В некоторых случаях применение этой фигуры речи способствует созданию целостного гармоничного образа, в других – наоборот, помогает подчеркнуть различия или обозначить единство предметов или явлений. Часто параллелизм используется для усиления экспрессивности и убедительности сказанного. Это является весьма ценным свойством, поэтому параллелизм часто применяется в повседневной речи. Вспомним примеры из рекламы, приводившиеся выше. Таким образом, параллелизм – важное средство, которое влияет на выразительность и эмоциональность речи и позволяет воздействовать на восприятие её читателем.



Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах