Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Пётр Вяземский

«Русский бог» П. Вяземский

Нужно ль вам истолкованье,
Что такое русский бог?
Вот его вам начертанье,
Сколько я заметить мог.

Бог метелей, бог ухабов,
Бог мучительных дорог,
Станций – тараканьих штабов,
Вот он, вот он русский бог.

Бог голодных, бог холодных,
Нищих вдоль и поперек,
Бог имений недоходных,
Вот он, вот он русский бог.

Бог грудей и жоп отвислых,
Бог лаптей и пухлых ног,
Горьких лиц и сливок кислых,
Вот он, вот он русский бог.

Бог наливок, бог рассолов,
Душ, представленных в залог,
Бригадирш обоих полов,
Вот он, вот он русский бог.

Бог всех с анненской на шеях,
Бог дворовых без сапог,
Бар в санях при двух лакеях,
Вот он, вот он русский бог.

К глупым полон благодати,
К умным беспощадно строг,
Бог всего, что есть некстати,
Вот он, вот он русский бог.

Бог всего, что из границы,
Не к лицу, не под итог,
Бог по ужине горчицы,
Вот он, вот он русский бог.

Бог бродяжных иноземцев,
К нам зашедших за порог,
Бог в особенности немцев,
Вот он, вот он русский бог.

1828 г.

Анализ стихотворения Вяземского «Русский бог»

«Русский бог» – невероятно резкое и острое произведение Петра Андреевича Вяземского (1792–1878). Оно было написано в 1828 году в эпоху царствования императора Николая I. Это время историки характеризуют как порe «закручивания гаек», насаждения всеобщего порядка и цензуры. Своеобразным зеркалом этого времени стало это стихотворение, в котором поэт изобличает пороки своей эпохи.

Произведение состоит из девяти строф-четверостиший. Рифма перекрёстная вида abab с чередующимися женскими и мужскими окончаниями. Главный приём, на котором построено стихотворение, – эпифора. Каждая строфа, за исключением первой, завершается фразой «Вот он, вот он русский бог».

«Русский бог» – это идиома, восходящая к средневековой Руси. Считается, что в Куликовском сражении татарский князь Мамай, видя поражение своих войск, признал могущество русского бога, который помог противнику победить в неравной битве. Это выражение приобрело актуальность в XIX веке, когда император Николай I начал выстраивать политическую концепцию величия Российского государства, превосходства русского пути и особого склада характера людей, живущих в стране.

Однако интеллектуалы видели, что за пышными тезисами о величии всего русского скрывается неприглядная правда. Именно её в своём стихотворении и выразил поэт П. А. Вяземский.

Автор говорит в произведения от собственного имени. Он обращается к читателям:
Нужно ль вам истолкованье,
Что такое русский бог?

А затем в каждом четверостишии приводит различные образы, которые, по его мнению, лучше всего отражают российскую действительность. Поэт начинает гневную тираду с критики природы:
Бог метелей, бог ухабов,
Бог мучительных дорог…

В письме, адресованном другу поэта, А. И. Тургеневу, Вяземский признавался, что написал стих в пути, будучи усталым и раздражённым. Эта озлобленность сквозит на протяжении всего произведения. Автор проходится и по внешности своих соотечественников:
Бог лаптей и пухлых ног,
Горьких лиц и сливок кислых…
и по крестьянским традициям, и по провинциальной ментальности, высмеянной не одним поколением писателей.

Чувствуется, как поэта сердит фальшивое благородство, нередко отмеченное наградами, и скрывающее бесчеловечные нравы. Поэт изобличает дворян-орденоносцев, которые относятся к своим крепостным как к скоту, критикует отношение общества к интеллектуалам, порицает стремление насадить на русской почве чужие идеи.

Неудивительно, что это произведение было опубликовано только спустя 26 лет в Лондоне. За такое жестокое изобличение Петр Андреевич рисковал попасть в немилость власти. К счастью, поэту удалось избежать наказания и продолжать творить.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах