Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Разновидности стихотворений, строфы, твердые формы, жанры

Четверостишие

Прочитайте отрывки стихотворений, приведённые ниже.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя…

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Что общего у этих фрагментов, кроме того, что они взяты из самых известных стихотворений русских классиков? Все эти отрывки представляют собой четверостишия. В этой статье попробуем исследовать, что представляет собой это явление и проследить его в произведениях различных эпох и культур.

Согласно словарному определению, четверостишие – это способ организации стихов (строк) в отрезке поэтической речи, называемом строфой. Уже из самого термина ясно, что в строфе должно содержаться четыре стиха. Чаще всего четверостишие состоит из пары рифмических цепочек, укладывающихся в схемы abab, aabb или abba. Приведём примеры этих схем рифмовки.

Парная рифмовка в четверостишии (aabb)

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

«Лесной царь», В. А. Жуковский.

Перекрёстная рифмовка в четверостишии (abab)

Я полюбила сельского быта прямую речь,
разноцветного мулине двойственную судьбу.
Не с одного, не со второго полена разгорается печь.
Дым вылетает в трубу.

«Строфы», О. А. Николаева.

Кольцевая рифмовка в четверостишии (abba)

Когда славяне вышли на Балканы
Был заклан агнец – капли на ладонь
Из бога Агни вылетел огонь
Зеленый рай синел за облаками

«Огонь», Г. В. Сапгир.

Иные варианты рифмовки встречаются реже.

Четверостишие является одной из наиболее употребительных форм организации поэтического текста. Это можно объяснить тем, что такой формат в достаточной мере лаконичен и удобен для восприятия, но позволяет сформулировать законченную мысль. Четверостишие подходит как для кратких сообщений, например эпиграмм, эпитафий, подписей. С той же лёгкостью эта форма организации строк становится составной частью больших сложных произведений (поэм, романов в стихах и т. д.).

В этом смысле стоит упомянуть такую форму, как катрен. Под этим термином понимают четверостишие, входящее в состав сонета, особым образом организованного стихотворения из четырнадцати строк. Ниже для примера произведение, пожалуй, самого известного в мире мастера сонета (катрены выделены курсивом):

Также четверостишием может именоваться отдельное произведение, состоящее из четырёх строк. Самостоятельные малые стихотворения распространены в лирике народов Средней и Малой Азии, Дальнего Востока, Китая и других регионов. Вот пример рубаи, ближневосточного лирического четверостишия:

«Не в золоте сокровище, – в уме!»
Не бедный жалок в жизненной тюрьме!
Взгляни: поникли головы фиалок,
И розы блекнут в пышной бахроме.

Омар Хайям, перевод И. Тхоржевского.

В грузинской поэзии существует особый жанр лирики – маджама. Главная его особенность – сложная игра слов-омонимов в четверостишиях. Вот пример – отрывок из поэмы Ш. Руставели «Рыцарь в тигровой шкуре»:

Если буду я низвергнут разрушающим всё миром,
И умру один без плача тех, кого я был кумиром,
Не одет рукой питомцев и святым не мазан миром,
Пусть твое благое сердце эту весть приемлет с миром.

Перевод Ш. Нуцубидзе.

В классической китайской поэзии существует форма цзюэ-цзюй. Буквально это переводится как «оборванные строки». Так называют четверостишия, популярные в эпоху Тан (VII – X вв. н. э.). Эти стихи обладали определённой композицией (вступление, развёртывание, поворот, заключение) и повествовали о чём-то конкретном – предмете, событии, явлении. Вот пример такого произведения:

Растаял снег за тёплым дуновеньем.
Раскрылся лед под греющим лучом.
Но растопить весне не удаётся
Одно лишь только – иней на висках.

«Ранняя весна», Бо Цзюй-и, перевод Л. З. Эйдлина.

Особым видом поэтических миниатюр можно считать «гарики» И. М. Губермана. Это небольшие сатирические произведения, состоящие из четырёх строк, в которых с иронией и юмором повествуется о самых различных явлениях нашей жизни. Вот несколько таких стихотворений.

Я душевно вполне здоров!
Но шалею, ловя удачу…
Из наломанных мною дров,
Я легко бы построил дачу!

Всего слабей усваивают люди,
взаимным обучаясь отношениям,
что слишком залезать в чужие судьбы
возможно лишь по личным приглашениям.

Слежу без испуга и дрожи
российских событий пунктир:
свобода играет, как дрожжи,
подкинутые в сортир.

Также нельзя не отметить популярную в последние годы такую форму интернет-творчества, как «стишки-пирожки». Они также представляют собой четверостишия, обычно написанные четырёхстопным ямбом без знаков препинания и заглавных букв. Часто в «пирожках» отсутствует рифма, не соблюдаются правила орфографии. Вот примеры таких произведений:

три клоуна стояли молча
четвёртый грустный и седой
переспросил меня негромко
куда куда уехал цырк

Автор Ай Эм.

нет ты неправильно летаеш
учила курица орла
перечитай седьмой параграф
потом придёш пересдавать

Автор Djfedos.

зимой дороги убирают
под грязный снег и гололёд
ну а когда зима проходит
дороги снова достают

Автор А. Бойко.

Как видим, стихотворцы разных культур в разные эпохи облекали свои мысли в форму четверостиший. Такие миниатюры встречаются и у народов Азии, и у европейских и русских поэтов. Кроме того, эта форма остаётся востребованной, будучи составной частью больших произведений, как авторов прошлого, так и современных творцов. В наши дни четверостишия активно применяются в рекламе, в поздравительных текстах и т. д. Думается, как форма организации речи четверостишие ещё долго не потеряет актуальности.


Смотри также:





pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах