Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Козьма Прутков

«Мой портрет» К. Прутков

Когда в толпе ты встретишь человека,
               Который наг;1
Чей лоб мрачней туманного Казбека,
               Неровен шаг;
Кого власы подъяты в беспорядке;
               Кто, вопия,
Всегда дрожит в нервическом припадке, –
               Знай: это я!
Кого язвят со злостью вечно новой,
               Из рода в род;
С кого толпа венец его лавровый
               Безумно рвёт;
Кто ни пред кем спины не клонит гибкой, –
               Знай: это я!..
В моих устах спокойная улыбка,
               В груди – змея!

Середина 1850-х годов (?)

1 Вариант: «На коем фрак». (Примечание К. Пруткова).

Анализ стихотворения К. Пруткова «Мой портрет»

Псевдоним Козьма Прутков – это одновременно и имя реально жившего человека, и литературная маска, под которой в 50 – 60-е годы XIX века публиковались поэт А. К. Толстой и братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. Сам по себе образ этот человека с вымышленной историей жизни, его семья, портрет, место службы и принадлежащие ему стихи и афоризмы высмеивали глупость, литературное подражательство и конформизм. Намеренно доводя ситуацию до абсурда, в своих произведениях Прутков обличает казенщину, хотя, как правило, и обходит политически острые моменты.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • устаревшую лексику – «власы», «подъяты (то есть подняты, всклокочены)», «уста», «вопиять (громко кричать)», которая стилизует изложение под так называемый высокий жанр;
  • эпитеты – «спокойная улыбка», «туманный Казбек (высочайшая вершина Кавказа)»: туман на вершине этой горы предвещает длительное ненастье;
  • риторическое восклицание – «… это я!» – обозначает места эмоционального подъема изложения;
  • лексический повтор – «знай: это я» – помогает выделить характерные черты принадлежности выделенных качеств;
  • инверсию – «со злостью новой», «венец его лавровый», «спины гибкой», которая способствует выстраиванию стихотворного размера;
  • аллитерацию – «язвят со злостью» – повторение однородных согласных создает необходимый звуковой акцент;
  • эллипсис – «в груди – (притаилась) змея», совмещенный с аллегорическим упоминанием о способности жалить – при необходимости ранить словом;
  • синекдоху – «лоб мрачней Казбека» – подмена целого (лица) частью (лбом как символом познавательных способностей человека) дает возможность точно передать душевное состояние лирического героя;
  • перифраз – «лавровый венец» – символ совершенства, триумфа, победы, литературного успеха.

Краткие формы прилагательных – «наг», «неровен» – придают речи книжный оттенок. «Язвят из рода в род»» – значит традиционно говорят колкости, резкие вещи.

Стихотворение, описывающее противостояние творца и толпы (это ключевое слово), изображает характернее черты личности и жизни поэта. И надо сказать, что автор объективен – он не скрывает личные качества, которыми трудно похвастаться: он плохо владеет собой, злопамятен, коварен и неприветлив. Вместе с тем он горд тем, что не способен на лесть и лицемерие. Что более значимо – решать читателю.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах