«Мой портрет» К. Прутков
Когда в толпе ты встретишь человека, Который наг;1 Чей лоб мрачней туманного Казбека, Неровен шаг; Кого власы подъяты в беспорядке; Кто, вопия, Всегда дрожит в нервическом припадке, – Знай: это я! Кого язвят со злостью вечно новой, Из рода в род; С кого толпа венец его лавровый Безумно рвёт; Кто ни пред кем спины не клонит гибкой, – Знай: это я!.. В моих устах спокойная улыбка, В груди – змея!
Середина 1850-х годов (?)
1 Вариант: «На коем фрак». (Примечание К. Пруткова).
Анализ стихотворения К. Пруткова «Мой портрет»
Псевдоним Козьма Прутков – это одновременно и имя реально жившего человека, и литературная маска, под которой в 50 – 60-е годы XIX века публиковались поэт А. К. Толстой и братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. Сам по себе образ этот человека с вымышленной историей жизни, его семья, портрет, место службы и принадлежащие ему стихи и афоризмы высмеивали глупость, литературное подражательство и конформизм. Намеренно доводя ситуацию до абсурда, в своих произведениях Прутков обличает казенщину, хотя, как правило, и обходит политически острые моменты.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- устаревшую лексику – «власы», «подъяты (то есть подняты, всклокочены)», «уста», «вопиять (громко кричать)», которая стилизует изложение под так называемый высокий жанр;
- эпитеты – «спокойная улыбка», «туманный Казбек (высочайшая вершина Кавказа)»: туман на вершине этой горы предвещает длительное ненастье;
- риторическое восклицание – «… это я!» – обозначает места эмоционального подъема изложения;
- лексический повтор – «знай: это я» – помогает выделить характерные черты принадлежности выделенных качеств;
- инверсию – «со злостью новой», «венец его лавровый», «спины гибкой», которая способствует выстраиванию стихотворного размера;
- аллитерацию – «язвят со злостью» – повторение однородных согласных создает необходимый звуковой акцент;
- эллипсис – «в груди – (притаилась) змея», совмещенный с аллегорическим упоминанием о способности жалить – при необходимости ранить словом;
- синекдоху – «лоб мрачней Казбека» – подмена целого (лица) частью (лбом как символом познавательных способностей человека) дает возможность точно передать душевное состояние лирического героя;
- перифраз – «лавровый венец» – символ совершенства, триумфа, победы, литературного успеха.
Краткие формы прилагательных – «наг», «неровен» – придают речи книжный оттенок. «Язвят из рода в род»» – значит традиционно говорят колкости, резкие вещи.
Стихотворение, описывающее противостояние творца и толпы (это ключевое слово), изображает характернее черты личности и жизни поэта. И надо сказать, что автор объективен – он не скрывает личные качества, которыми трудно похвастаться: он плохо владеет собой, злопамятен, коварен и неприветлив. Вместе с тем он горд тем, что не способен на лесть и лицемерие. Что более значимо – решать читателю.