Метафора
Думается, одним из самых выразительных и часто использующихся в литературе приёмов является метафора. Это неудивительно, ведь с её помощью можно не только придать художественному образу дополнительные грани и смыслы, но и вызвать у читателя эмоциональный отклик.
Термин «метафора» впервые был введён древнегреческим философом Аристотелем. Слово произошло от древнегреческих слов «meta» (в переводе «между», «через») и «phero» («несу», «переношу») и означает дословно «перенесение». В литературе под метафорой понимают вид художественного тропа, при котором некоторое слово или словосочетание применяется в переносном значении. По своей сущности метафора близка к сравнению, так как в основе обоих этих приёмов лежит какой-либо общий для предметов или явлений признак. Однако если при сравнении на сходство указывается напрямую, то метафора выражает это более опосредованное, представляя собой так называемое скрытое сравнение. Кроме того, эти приёмы отличаются оформлением в речи. Сравнение часто требует союзов («словно», «как»), дополнительных слов («похожий на…», «напоминает», «наподобие» и т. д.).
Можно сказать, что в обычной жизни мы чаще применяем сравнения. Например, от влюблённого юноши можно услышать, что волосы его избранницы похожи на шёлк. Это явное неоригинальное сопоставление вещей на основе общих признаков – гладкости и блеска. Но заметим, какими красками заиграет тот же образ, если выразиться иначе: «Роскошный шёлк её волос приковывает взгляд». Это есть метафорический перенос.
Можно привести ещё несколько словосочетаний, часто встречающихся в разговорной речи:
- подниматься по карьерной лестнице,
- у него золотые руки,
- удача улыбнулась мне,
- счастливый случай и т. д.
Понятно, что в действительности никакой объективно существующей лестницы, состоящей из ступенек-должностей, нет. Но повышение в профессиональном статусе напоминает восхождение по лестнице, поэтому в языке закрепилось именно такое выражение. Также очевидно, что части тела человека (исключая особенные случаи) не могут состоять из золота, но это словосочетание наилучшим образом отражает ценность личных качеств и умений их носителя. Никто не станет сомневаться, что улыбаться, быть счастливыми могут только люди. Однако их свойства переносятся на абстрактные понятия, чтобы ярче показать определённые их особенности.
Можно заметить, что метафоры могут применяться с различными целями. Исследователи выделяют ряд функций этого литературного тропа:
- эстетическая (изобразительная) – метафора придаёт красоту, объём и глубину образу;
- когнитивная – метафора помогает осмыслить новый образ с помощью уже знакомых;
- политическая – метафора создаёт двусмысленность, скрывает от недоброжелателей (например, цензоров, властей и др.) мнение автора по тому или иному вопросу;
- номинативная – метафора даёт новое название предмету, у которого его прежде не было или оно не устроило автора;
- эвфемистическая – метафора заменяет собой неприятные, грубые выражения; функция информационного приращения – метафорический образ сокращает усилия автора по раскрытию мысли, доносит её в лаконичной форме;
- мнемоническая – метафора позволяет создать яркий образ, который быстро и надёжно запечатлевается в памяти;
- моделирующая – с помощью метафоры происходит манипуляция сознанием читателя, формирование нужных для восприятия представлений и отношения к предметам;
- и др.
Очевидно, что в большей степени метафоричность присуща поэтической речи. Именно в лирических произведениях, где так важна мелодичность, живописность и одновременно лаконизм, яркие метафорические образы как нельзя более уместны. Рассмотрим несколько примеров из классической русской поэзии.
Начнём со стихотворений великого русского поэта А. С. Пушкина.
Ты ль передо мною,
Или сон мечтою
Обольстил меня?«Делия».
Здесь выделенное выражение, конечно, применено в переносном смысле. Но кроме этого иносказания в стихотворении присутствует ещё одно, более глубокое. Строки обращены к некой Делии, чей образ сам является метафорой возвышенной возлюбленной лирического героя.
Другим примером развёрнутой метафоры, распространённой на всё произведение, может считаться стихотворение М. Ю. Лермонтова «Крест на скале»:
В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.
…
О если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия,
И с бурею братом назвался бы я!
Зная о любви молодого поэта к Кавказу, об одиночестве и непонятости обществом, которые испытывал Михаил Юрьевич, можно заключить, что в этом стихотворении поэт иносказательно рассуждает о бремени творца. Кроме того, обнаруживается ещё один метафорический образ, указывающий на тягостное существование безутешного поэта.
Выделенное выражение следует отнести к простым метафорам, которые часто используются поэтами для придания красочности образу. Подобными выражениями богато произведение А. Белого «Русь»:
Косматый, далекий дымок.
Косматые в далях деревни.
Туманов косматый поток.
Просторы голодных губерний.
Удивительно, как одно и то же слово, применённое к разным явлениям, придаёт им уникальный колорит.
Одной из разновидностей метафоры является лексическая (стёртая) метафора, предполагающая полное отсутствие прямого значения выражения. В качестве примера можно привести отрывок из стихотворения К. Д. Бальмонта «Зимний дым»:
Дым встаёт, и к белой крыше
Под упорством ветра льнёт.
Встало Солнце. Ветер тише.
Дым воздушный отдохнёт.
С трудом мы можем подобрать какой-либо корректный глагол по отношению к звезде или дыму, поскольку их движение трудно охарактеризовать. Понятно, что солнце не опускается и не встаёт, а совершает движение по орбите, но нам проще употреблять именно эти будничные выражения.
Расцвечено метафорами стихотворение «Ещё тройка» П. А. Вяземского. Обратим внимание на первую строфу:
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит.
Понятно, что отмеченные слова употреблены в переносном смысле, ведь предмет не может совершать действия, присущие живым существам. Но благодаря этим глаголам образ становится более задорным и жизнерадостным. Здесь ярко проявляется изобразительная функция метафоры.
А вот пример реализации политической функции:
Прославим, братья, сумерки свободы,
Великий сумеречный год!
В кипящие ночные воды
Опущен грузный лес тенет.
Восходишь ты в глухие годы, –
О, солнце, судия, народ.
Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вождь берет.
Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнет.
В ком сердце есть – тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идет…«Сумерки свободы», О. Э. Мандельштам.
В этих строках, написанных в 1918 году и содержащих целый набор тревожно звучащих метафорических выражений, зашифрованы намёки на уходящую эпоху, и на политических лидеров, и на непредсказуемое будущее. Но образы, с помощью которых поэт зашифровывает своё послание, относятся к отвлечённой теме (стихии, погоде и др.), поэтому трудно обвинить поэта в предвзятости или неодобрении.
Что касается эвфемистической функции метафоры, то такого рода иносказания можно обнаружить в стихотворениях уже упомянутого выше Пушкина. Александр Сергеевич, прохаживаясь по своим недоброжелателям или потешаясь над друзьями, подбирает выражения с озорной элегантностью:
О Галич, верный друг бокала
И жирных утренних пиров,
Тебя зову, мудрец ленивый…«К Галичу».
В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что есть чем сесть.«На Дондукова-Корсакова».
Важно отметить, что говоря о функциях метафоры, нельзя утверждать, что в каком-либо выражении воплощена только одна из выделенных функций. Каждая метафора может служить нескольким целям, и одних читателей она будет волновать, другим помогать уловить смысл образа, третьим дать намёк на дополнительные связи и стороны описываемого явления. С её помощью тривиальные события и вещи приобретают новые грани, глубину и выразительность. Поэтому метафора является излюбленным приёмом среди, возможно, всех творцов во всём мире.