Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений, Владислав Ходасевич, Счастливый домик

«Поэту» В. Ходасевич

Со колчаном вьется мальчик,
С позлащенным легким луком.
Державин
      Ты губы сжал и горько брови сдвинул,
А мне смешна печаль твоих красивых глаз.
      Счастлив поэт, которого не минул
      Банальный миг, воспетый столько раз!

      Ты кличешь смерть - а мне смешно и нежно:
Как мил изменницей покинутый поэт!
      Предчувствую написанный прилежно,
      Мятежных слов исполненный сонет.

      Пройдут года. Как сон, тебе приснится
Минувших горестей невозвратимый хмель.
      Придет пора вздохнуть и умилиться:
      Над чем рыдала детская свирель!

      Люби стрелу блистательного лука.
Жестокой шалости, поэт, не прекословь!
      Нам всем дается первая разлука,
      Как первый лавр, как первая любовь.

Весна 1908, Гиреево.
Сборник «Счастливый домик», цикл «Лары».

Анализ стихотворения Ходасевича «Поэту»

Стихотворение «Поэту» написано в 1908 году. Ситуация написания стихотворения – зенит литературной славы В. Ф. Ходасевича и начало его нового романа с М. Рындиной. Литературный опыт и признание современников дают В. Ф. Ходасевичу право давать советы собратьям по перу, которые и содержит миниатюрное изящное произведение.

Оно содержит следующие средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «банальный миг», «мятежные слова», «невозвратимый хмель», «детская свирель (в значении ранняя поэзия)», «блистательный лук», «жестокая шалость (например, измена любимой)» – создают яркие оригинальные образы, отражающие авторскую оценку;
  • риторические восклицания – «Счастлив поэт..!», «Как мил поэт!», «…над чем рыдала … свирель!..» – задают определенный эмоциональный (патетический) тон всему произведению;
  • антитезы – «Ты сдвинул, а мне смешна…», «Ты кличешь … – а мне смешно…» – противопоставляют чувства автора и лирического героя и одновременно являются примерами лексического параллелизма;
  • лексику высокого стиля – «кличешь», «исполненный», «блистательный» – она придает торжественность;
  • метафоры – «хмель горестей», «предчувствую исполненный слов сонет»;
  • олицетворения – «люби стрелу (вызвавшую любовь, источник вдохновения)», «(над чем) свирель рыдала» – отсылка к тому, что «оплакивали» ранние стихи;
  • инверсию – «пройдут года», «придет пора», «рыдала свирель», «мил поэт», «слов исполненный», «написанный прилежно», «приснится хмель», «дается разлука» – выделяющую значение последнего слова фразы;
  • перифразы: «свирель» как символ поэтического творчества, «лук» – как отсылка к стрелам Купидона, бога любви, «лавр» – как символ признания и славы;
  • обращение «поэт» еще раз напоминает об адресате поэтического послания;
  • лексический повтор – «…первая разлука, как первый лавр, как первая любовь» – создает акцент на ключевом слове «первый»;
  • сравнение – «…разлука, как … лавр, как … любовь» – позволяет уравнять значение описанных явлений;
  • катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих единое смысловое целое) – «горько … сдвинул», «мне … нежно».

Основная тема стихотворения – отвлеченные рассуждения о природе поэтического творчества. Лирический герой – это, несомненно, двойник поэта, отсюда такая искренность лирических переживаний. В рамках стихотворения автор подчеркивает, что источником поэтического вдохновения может быть только значимое, волнующее событие в жизни творца – любовь ли, разлука ли, признание ли публики, и этот «банальный» миг воспевает автор.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах