Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Требования к слогу поэта

Речевые штампы (клише)

В нашей речи то и дело встречаются устоявшиеся выражения. Они не меняют значения и формы, не имеют заметной эмоциональной окраски. Мы произносим их автоматически и часто уже не вникаем в их изначальный смысл. Так, восклицая «У тебя ни стыда, ни совести!», мы не думаем о личностных качествах адресата, а просто показываем возмущение. Или говоря «С ума сойти!» мы вовсе не подразумеваем, что новость нас так уж огорошила.

Подобные речевые шаблоны позволяют сократить усилия на осмысление и произнесение реплики. Либо наоборот, способствуют тому, чтобы высказывание казалось объёмным и внушительным, помогают произнести много, но не сказать ничего конкретного. Чаще всего такие выражения, которые в науке называются речевыми штампами или клише, встречаются в прессе, деловой речи и политических выступлениях. Иногда они появляются и в поэзии. Рассмотрим, что это такое, приведём примеры и выясним, почему следует избегать употребления клише в произведениях.

Понятие «клише» происходит из французского языка. Слово «clicher» можно перевести как «делать отпечатки, оттиски». Первоначально термин относился к печатному делу и обозначал специальную металлическую, деревянную или каменную поверхность с рисунком или чертежом, который требовалось перенести на бумагу. Позднее этим словом стали называть всякое готовое выражение, избитую мысль, оборот речи, который механически произносится и заменяет собой оригинальную идею человека. В русский язык термин попал в XIX веке.

Исследователи делят речевые штампы на несколько категорий.

  • Канцелярские клише. Имеют нейтральную окраску. Чаще всего можно встретить их в политической, деловой речи, в средствах массовой информации. Такие выражения позволяют сделать высказывание объёмным, придать ему вес за счёт множества слов, но не несут значительной смысловой нагрузки. Примеры: «по праву считаться», «создавать неудобства», «каждый из нас», «на сегодняшний день» и др.
  • Политико-экономические штампы. Распространены в СМИ, рекламе, речах политиков, различных докладах и т. д. Призваны дать оценку явлениям и событиям, незаметно похвалить своё и принизить чужое мнение, скрыть основной смысл за расплывчатой формулировкой. Примеры: «тлетворное влияние», «пессимистичные прогнозы», «патриотичный настрой» и др.
  • Разговорно-бытовые формулы. Употребляются в основном в повседневном устном общении, но иногда проникают и в письменную речь. Применяются для выражения эмоций, но сами по себе не имеют экспрессивной окраски. Примеры: «ну такое», «ни себе ни людям», «куда ни шло» и др.
  • Затёртые метафоры, сравнения, эпитеты и другие приёмы. Распространены повсеместно, но не придают речи выразительности и эмоциональности, так как из-за постоянного употребления потеряли прежнюю образность. Наихудшим образом проявляют себя в художественных текстах, обедняют и портят речь. Примеры: «зеркало души», «крепкий как кремень», «тёплая улыбка» и др.

Понятно, что речевые штампы крайне нежелательны в литературе. Они не несут смысла, не украшают речь, не придают новых оттенков и не создают свежих образов. Употребление этих конструкций считается признаком графомании. Тем не менее встречаются авторы, которые пользуются подобными формулами с определёнными целями. Вот отрывок из произведения В. Г. Сорокина «Тридцатая любовь Марины»»:

– Золотарёв сознательный комсомолец и, на мой взгляд, он больше никогда не допустит подобных проступков.
– Конечно, не допустит, – кивнула Алексеева. – На протяжении этих недель я наблюдала работу Золотарёва и пришла к выводу, что он трудится всегда с полной самоотдачей, подходя творчески к производственному процессу.

Здесь писатель применяет канцелярские обороты и избитые шаблоны, чтобы через речь передать характер героини, её приверженность общепринятым правилам и образу мышления. Так автор использует клише как стилистический приём, с помощью которого высмеивает и порицает такое поведение.

Речевые штампы пагубно сказываются и на поэтической речи. Там, где требуется как можно более выразительно и оригинально передать мысль и чувства, популярный оборот только испортит впечатление и ухудшит восприятие стихотворения, сделает его скучным и однообразным. А в конечном счёте может отвратить читателя от знакомства с другими произведениями поэта.

Не меньше портят стихи однообразные рифмы. В качестве примера можно привести несколько отрывков из творчества В. Я. Брюсова:

Где я слагал впервые песни,
С мечтой неверной о любви,
Где жизнь всё слаще, всё чудесней
Шептала в ветре мне: «Живи!»

«Красный».

Как вы, в себя я полон веры,
Как вам, судьба поёт и мне: живи!
Хочу всего, без грани и без меры,
Опасных битв и роковой любви!

«Юношам».

Ты мой заслышал зов, такой же, как и прежде!
Я радостно воззвал, и ты шепнул: «Живи!
Дыши огнём небес, верь песне и надежде,
И тело сильное опять отдай любви.

«На могиле Ивана Коневского».

Как видим, в трёх стихотворениях поэт позволяет себе одинаковую рифму. Это придаёт произведениям предсказуемость, монотонность и лишает живости.

Современным авторам приходится прикладывать множество усилий, чтобы делать свой текст свежим и неизбитым. Однако совершая этот труд, избегая затёртых рифм («кровь – любовь», «красоты – цветы» и др.), устоявшихся метафор, сравнений, эпитетов, гипербол и других фигур и тропов, можно создать прекрасное поэтическое произведение. Мы советуем поэтам как можно внимательнее относиться к своей речи, выбрасывать из неё словесный мусор, к которому относятся речевые клише, и не позволять своим стихам становиться примитивными и пустыми.


Анализы стихотворений:
Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Друнина; Евтушенко; Есенин; Заболоцкий; Клюев; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Хлебников; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Полонский; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах