Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Размеры, метры, стопы

Анапест

Анапест – одна из форм организации слогов в стихотворении (метр). Это слово пришло в русский язык из греческого, где «anapaistos» переводится как «отражённый назад», т. е. обратный дактилю. Анапест представляет собой трёхсложную стопу, ударение в которой падает на третий слог. Схему стопы можно выразить графически:
_ _ !
(Символом «_» обозначается безударный слог, а «!» – ударный».)

Что касается стихотворного размера (т. е. количества стоп определённого метра в строке), то чаще всего в русской поэзии встречаются трёхстопные и четырёхстопные анапесты. Это означает, что в каждой строке содержится по три либо четыре стопы соответственно. Таким образом, например, схема трёхстопного анапеста будет выглядеть так:
_ _ ! _ _ ! _ _ !

Четырёхстопного – так:
_ _ ! _ _ ! _ _ ! _ _ !

Интересно, что в самом слове «анапест» ударным слогом является второй. Русский поэт Г. М. Кружков обыграл эту особенность в двустишии, помогающем запомнить стихотворную метрику:

«Анапест|, анапест|, анапест|» –
Вот так ам|фибрахий| звучит.

Вот ещё одно двустишие, которое помогает заучить расположение ударных и безударных слогов в этом метре:

Не броди́л| с кистенём| я в дрему|чем лесу́,
я ана|пест с собо́|ю носи́л.

В русской литературе разных периодов имеется множество примеров применения этого стихотворного метра. Для начала обратимся к произведениям поэтов так называемого Золотого века (начало XIX вв.) русской культуры. Вот строки Афанасия Афанасьевича Фета, написанные анапестом:

Меж селе|ньем и ро|щей нагор|ной
Вьётся свет|лою лен|той река|,
А на хра|ме над о|зимью чёр|ной
Яркий крест| поднялся| в облака|.

И толпой| голосис|той и жад|ной
Всё к заре| набежит| со степей|,
Точно весть| над волно|ю прохлад|ной
Пронеслась|: освежись| и испей|!

_ _ ! _ _ ! _ _ ! _
_ _ ! _ _ ! _ _ !
_ _ ! _ _ ! _ _ ! _
_ _ ! _ _ ! _ _ !

«Ключ».

Если построить схему этого отрывка, увидим, что нечётные строки имеют три целых стопы и один «лишний» слог. В таких случаях говорят о неполной стопе, которая не учитывается при определении размера, так как в ней не содержится ударного слога. Кроме того, можно заметить, что в некоторых строках (например, «вьётся светлою лентой река…»), ударение следовало бы поставить на первый слог («вьётся»). Однако тогда ритм стихотворения нарушится, поэтому при чтении следует намеренно проигнорировать этот слог и выделить нужный («селеньем»).

Вот ещё один пример анапеста у этого же поэта:

Ветер злой|, ветр крутой| в поле
Залива|ется,
А сугроб| на степной| воле
Завива|ется,

При луне| на версте| мороз –
Огонёч|ками.
Про живых| ветер весть| пронёс
С позвоноч|ками.

«Ветер злой, ветр крутой в поле…».

Схема этого стихотворения будет выглядеть так:
_ _ ! _ _ ! ! _
_ _ ! _ _
_ _ ! _ _ ! ! _
_ _ ! _ _

_ _ ! _ _ ! _ !
_ _ ! _ _
_ _ ! _ _ ! _ !
_ _ ! _ _

В нечётных строках видим по две стопы анапеста и дополнительную двусложную стопу (хорей либо ямб). В чётных строках сохраняется одна полная и одна неполная стопа анапеста.

Использование этого метра характерно и для поэтов Серебряного века (конец XIX – начало XX вв.) русской литературы. У Константина Дмитриевича Бальмонта читаем:

Хороша| эта жен|щина в май|ском зака|те,
Шелковис|тые пря|ди волос| в ветерке|,
И горе|нье жела|нья в цветах|, в арома|те,
И далё|кая пес|ня гребца| на реке|.

Хороша| эта ди|кая воль|ная воля|;
Протяну|лась рука|, прикосну|лась рука|,
И скова|ла двоих| – на мгнове|нье, не бо|ле, –
Та мину|та любви|, что продлит|ся века|.

«Минута».

Размер этого стихотворения – четырёхстопный анапест (неполная стопа в нечётных строках не засчитывается). Аналогично организовано следующее стихотворение, выражающее оптимистичные взгляды поэта-футуриста Игоря Северянина на наступающую эпоху:

Анана|сы в шампан|ском! Анана|сы в шампан|ском!
Удиви|тельно вкус|но, искрис|то и ост|ро!
Весь я в чём|-то норвеж|ском! Весь я в чём|-то испан|ском!
Вдохновля|юсь порыв|но! И берусь| за перо|!

Стрекот а|эроплан|ов! Беги ав|томоби|лей!
Ветропро|свист экспрес|сов! Крылолёт| буеров|!
Кто-то здесь| зацело|ван! Там кого|-то поби|ли!
Анана|сы в шампан|ском – это пульс| вечеров|!

В группе де|вушек нерв|ных, в остром об|ществе дам|ском
Я траге|дию жиз|ни претворю| в грезофарс|…
Анана|сы в шампан|ском! Анана|сы в шампан|ском!
Из Москвы| – в Нагаса|ки! Из Нью-Йор|ка – на Марс|!

«Увертюра», Игорь Северянин.

Некоторые произведения Андрея Белого также написаны анапестом:

Мои паль|цы из рук| твоих вы|пали.
Ты ухо|дишь – нахму|рила бро|ви.

Посмотри|, как берёз|ки рассы|пали
Листья крас|ные дож|диком кро|ви.

Осень блед|ная, о|сень холод|ная,
Распростёр|тая в вы|сях над на|ми.

С горизон|тов равни|на бесплод|ная
Дышит в яс|ную твердь| облака|ми.

«Мои пальцы из рук твоих выпали…».

Всё подсох|ло. И поч|ки уж есть|.
Зацветут| скоро лан|дыши, каш|ки.
Вот плывут| облачка|, как бараш|ки.
Громче, гром|че весен|няя весть|.

Я встрево|жен назой|ливым пис|ком:
Подоткнув|шись, ворчли|вая Фёк|ла,
нависа|я над у|лицей с рис|ком,
протира|ет окон|ные стёк|ла.

«Весна».

В обоих отрывках стихотворный размер – трёхстопный анапест.

Вот стихотворение Юлии Владимировны Друниной «Всё грущу о шинели…». Как можно заметить, несмотря на ударные слоги в начале некоторых строк, ритм всё равно соответствует двустопному анапесту:

Всё грущу| о шине|ли,
Вижу дым|ные сны|, –
Нет, меня| не суме|ли
Возвратить| из Войны|.

Дни летят|, словно пу|ли,
Как снаря|ды – года|…
До сих пор| не верну|ли,
Не вернут| никогда|.

И куда| же мне деть|ся?
Друг убит| на войне.|
А замолк|шее серд|це
Стало бить|ся во мне|.

Следующие знаменитые строки написаны уже в семидесятых годах XX века. Это отрывок стихотворения «Сага», ставшего известнейшим романсом из рок-оперы «Юнона и Авось», ритм в котором задаётся трёхстопным анапестом:

Ты меня| на рассве|те разбу|дишь,
проводить| необу|тая вый|дешь.
Ты меня| никогда| не забу|дешь.
Ты меня| никогда| не уви|дишь.

Заслонив|ши тебя| от просту|ды,
я поду|маю: «Бо|же всевыш|ний!
Я тебя| никогда| не забу|ду.
Я тебя| никогда| не уви|жу».

«Сага», А. А. Вознесенский.

Следующее короткое четверостишие принадлежит перу современной поэтессы Веры Полозковой.

Море: в бу|рю почти| как ртуть,
В штиль – как цар|ская би|рюза.
Я: медо|вого цве|та грудь
И санда|лового – глаза.

Представив его в виде схемы, обнаружим
_ _ ! _ _ ! _ _!
_ _ ! _ _ ! _ !
_ _ ! _ _ ! _ !
_ _ ! _ _ _ _!

Здесь видим, что ритм нарушается периодически посредством пауз. Но также остаются выраженными две стопы анапеста, присутствующие почти в каждой строке.

Нельзя сказать, что анапест – очень распространённый для русской поэзии метр. Тем не менее, авторы и по сей день создают произведения на его основе.



Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах