Как писать стихи

Анапест


Анапест – одна из форм организации слогов в стихотворении (метр). Это слово пришло в русский язык из греческого, где «anapaistos» переводится как «отражённый назад», т. е. обратный дактилю. Анапест представляет собой трёхсложную стопу, ударение в которой падает на третий слог. Схему стопы можно выразить графически:
_ _ !
(Символом «_» обозначается безударный слог, а «!» – ударный».)

Что касается стихотворного размера (т. е. количества стоп определённого метра в строке), то чаще всего в русской поэзии встречаются трёхстопные и четырёхстопные анапесты. Это означает, что в каждой строке содержится по три либо четыре стопы соответственно. Таким образом, например, схема трёхстопного анапеста будет выглядеть так:
_ _ ! _ _ ! _ _ !

Четырёхстопного – так:
_ _ ! _ _ ! _ _ ! _ _ !

Интересно, что в самом слове «анапест» ударным слогом является второй. Русский поэт Г. М. Кружков обыграл эту особенность в двустишии, помогающем запомнить стихотворную метрику:

«Анапест|, анапест|, анапест|» –
Вот так ам|фибрахий| звучит.

Вот ещё одно двустишие, которое помогает заучить расположение ударных и безударных слогов в этом метре:

Не броди́л| с кистенём| я в дрему|чем лесу́,
я ана|пест с собо́|ю носи́л.

В русской литературе разных периодов имеется множество примеров применения этого стихотворного метра. Для начала обратимся к произведениям поэтов так называемого Золотого века (начало XIX вв.) русской культуры. Вот строки Афанасия Афанасьевича Фета, написанные анапестом:

Меж селе|ньем и ро|щей нагор|ной
Вьётся свет|лою лен|той река|,
А на хра|ме над о|зимью чёр|ной
Яркий крест| поднялся| в облака|.

И толпой| голосис|той и жад|ной
Всё к заре| набежит| со степей|,
Точно весть| над волно|ю прохлад|ной
Пронеслась|: освежись| и испей|!

_ _ ! _ _ ! _ _ ! _
_ _ ! _ _ ! _ _ !
_ _ ! _ _ ! _ _ ! _
_ _ ! _ _ ! _ _ !

«Ключ».

Если построить схему этого отрывка, увидим, что нечётные строки имеют три целых стопы и один «лишний» слог. В таких случаях говорят о неполной стопе, которая не учитывается при определении размера, так как в ней не содержится ударного слога. Кроме того, можно заметить, что в некоторых строках (например, «вьётся светлою лентой река…»), ударение следовало бы поставить на первый слог («вьётся»). Однако тогда ритм стихотворения нарушится, поэтому при чтении следует намеренно проигнорировать этот слог и выделить нужный («селеньем»).

Вот ещё один пример анапеста у этого же поэта:

Ветер злой|, ветр крутой| в поле
Залива|ется,
А сугроб| на степной| воле
Завива|ется,

При луне| на версте| мороз —
Огонёч|ками.
Про живых| ветер весть| пронёс
С позвоноч|ками.

«Ветер злой, ветр крутой в поле…».

Схема этого стихотворения будет выглядеть так:
_ _ ! _ _ ! ! _
_ _ ! _ _
_ _ ! _ _ ! ! _
_ _ ! _ _

_ _ ! _ _ ! _ !
_ _ ! _ _
_ _ ! _ _ ! _ !
_ _ ! _ _

В нечётных строках видим по две стопы анапеста и дополнительную двусложную стопу (хорей либо ямб). В чётных строках сохраняется одна полная и одна неполная стопа анапеста.

Использование этого метра характерно и для поэтов Серебряного века (конец XIX – начало XX вв.) русской литературы. У Константина Дмитриевича Бальмонта читаем:

Хороша| эта жен|щина в май|ском зака|те,
Шелковис|тые пря|ди волос| в ветерке|,
И горе|нье жела|нья в цветах|, в арома|те,
И далё|кая пес|ня гребца| на реке|.

Хороша| эта ди|кая воль|ная воля|;
Протяну|лась рука|, прикосну|лась рука|,
И скова|ла двоих| — на мгнове|нье, не бо|ле, –
Та мину|та любви|, что продлит|ся века|.

«Минута».

Размер этого стихотворения – четырёхстопный анапест (неполная стопа в нечётных строках не засчитывается). Аналогично организовано следующее стихотворение, выражающее оптимистичные взгляды поэта-футуриста Игоря Северянина на наступающую эпоху:

Анана|сы в шампан|ском! Анана|сы в шампан|ском!
Удиви|тельно вкус|но, искрис|то и ост|ро!
Весь я в чём|-то норвеж|ском! Весь я в чём|-то испан|ском!
Вдохновля|юсь порыв|но! И берусь| за перо|!

Стрекот а|эроплан|ов! Беги ав|томоби|лей!
Ветропро|свист экспрес|сов! Крылолёт| буеров|!
Кто-то здесь| зацело|ван! Там кого|-то поби|ли!
Анана|сы в шампан|ском — это пульс| вечеров|!

В группе де|вушек нерв|ных, в остром об|ществе дам|ском
Я траге|дию жиз|ни претворю| в грезофарс|…
Анана|сы в шампан|ском! Анана|сы в шампан|ском!
Из Москвы| — в Нагаса|ки! Из Нью-Йор|ка — на Марс|!

«Увертюра», Игорь Северянин.

Некоторые произведения Андрея Белого также написаны анапестом:

Мои паль|цы из рук| твоих вы|пали.
Ты ухо|дишь — нахму|рила бро|ви.

Посмотри|, как берёз|ки рассы|пали
Листья крас|ные дож|диком кро|ви.

Осень блед|ная, о|сень холод|ная,
Распростёр|тая в вы|сях над на|ми.

С горизон|тов равни|на бесплод|ная
Дышит в яс|ную твердь| облака|ми.

«Мои пальцы из рук твоих выпали…».

Всё подсох|ло. И поч|ки уж есть|.
Зацветут| скоро лан|дыши, каш|ки.
Вот плывут| облачка|, как бараш|ки.
Громче, гром|че весен|няя весть|.

Я встрево|жен назой|ливым пис|ком:
Подоткнув|шись, ворчли|вая Фёк|ла,
нависа|я над у|лицей с рис|ком,
протира|ет окон|ные стёк|ла.

«Весна».

В обоих отрывках стихотворный размер – трёхстопный анапест.

Вот стихотворение Юлии Владимировны Друниной «Всё грущу о шинели…». Как можно заметить, несмотря на ударные слоги в начале некоторых строк, ритм всё равно соответствует двустопному анапесту:

Всё грущу| о шине|ли,
Вижу дым|ные сны|, —
Нет, меня| не суме|ли
Возвратить| из Войны|.

Дни летят|, словно пу|ли,
Как снаря|ды — года|…
До сих пор| не верну|ли,
Не вернут| никогда|.

И куда| же мне деть|ся?
Друг убит| на войне.|
А замолк|шее серд|це
Стало бить|ся во мне|.

Следующие знаменитые строки написаны уже в семидесятых годах XX века. Это отрывок стихотворения «Сага», ставшего известнейшим романсом из рок-оперы «Юнона и Авось», ритм в котором задаётся трёхстопным анапестом:

Ты меня| на рассве|те разбу|дишь,
проводить| необу|тая вый|дешь.
Ты меня| никогда| не забу|дешь.
Ты меня| никогда| не уви|дишь.

Заслонив|ши тебя| от просту|ды,
я поду|маю: «Бо|же всевыш|ний!
Я тебя| никогда| не забу|ду.
Я тебя| никогда| не уви|жу».

«Сага», А. А. Вознесенский.

Следующее короткое четверостишие принадлежит перу современной поэтессы Веры Полозковой.

Море: в бу|рю почти| как ртуть,
В штиль – как цар|ская би|рюза.
Я: медо|вого цве|та грудь
И санда|лового – глаза.

Представив его в виде схемы, обнаружим
_ _ ! _ _ ! _ _!
_ _ ! _ _ ! _ !
_ _ ! _ _ ! _ !
_ _ ! _ _ _ _!

Здесь видим, что ритм нарушается периодически посредством пауз. Но также остаются выраженными две стопы анапеста, присутствующие почти в каждой строке.

Нельзя сказать, что анапест – очень распространённый для русской поэзии метр. Тем не менее, авторы и по сей день создают произведения на его основе.



Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах