Как писать стихи

«Ключ» А. Фет


«Ключ» Афанасий Фет

Меж селеньем и рощей нагорной
Вьется светлою лентой река,
А на храме над озимью черной
Яркий крест поднялся в облака.

И толпой голосистой и жадной
Всё к заре набежит со степей,
Точно весть над волною прохладной
Пронеслась: освежись и испей!

Но в шумящей толпе ни единый
Не присмотрится к кущам дерев,
И не слышен им зов соловьиный
В реве стад и плесканьи вальков.

Лишь один в час вечерний, заветный,
Я к журчащему сладко ключу
По тропинке лесной, незаметной,
Путь обычный во мраке сыщу.

Дорожа соловьиным покоем,
Я ночного певца не спугну
И устами, спаленными зноем,
К освежительной влаге прильну.

Анализ стихотворения Фета «Ключ»

Литературоведы предполагают, что Афанасий Афанасьевич Фет сочинил стихотворение «Ключ» летом 1870 года. Такой вывод исследователи делают, исходя из того, что в тетради автографов за 1859-1885 гг. оно содержится сразу после произведения «Майская ночь» (датировано началом мая 1870 г.). В том же году оно было напечатано в журнале «Заря».

В этом произведении пять строф. В четверостишиях присутствует перекрёстная рифма (abab). Стихотворный размер – трёхстопный анапест. Поэт играет роль лирического героя и ведёт повествование от первого лица.

Сюжет стихотворения является одновременно и очень простым, и требующим размышления. На первый взгляд, автор рассказывает о том, как с наступлением заката сельские жители возвращаются с полей, где провели весь день за нелёгким крестьянским трудом. Сам лирический герой при этом стремится совершенно в другом направлении. В то время как односельчане стекаются в деревню, он скрывается в лесу. В строках чувствуется противопоставление человеческого гомона и суеты спокойствию природы. Автор подбирает эпитеты «толпа голосистая и жадная», «толпа шумящая», которые превращают множество людей в единую неуправляемую стихию. Показательно, что людей окружают грубые звуки механизмов и скота («рёв стад», «плесканье вальков»), а героя – пение птиц и сладкое журчание ручья.

Фигура героя выглядит очень обособленно. Автор подчёркивает эту отдельность выражением «лишь один». В тексте мы можем заметить ещё одного одиночку – соловья, названного ночным певцом. Думается, что этот образ является метафорой личности поэта. В этом видится иной, более глубокий уровень стихотворения. Возможно, Афанасий Афанасьевич хотел показать на примере этих образов, что творец и обыватели принципиально отличаются друг от друга и черпают силу из разных источников.

Это стихотворение насыщено живописными эпитетами. С их помощью автор рисует чудесные картины родной природы. Нам легко представить безмятежный пасторальный пейзаж благодаря таким образам, как «нагорная роща», «чёрная озимь», «светлая лента реки», «волна прохладная». Иллюзия движения создаётся благодаря звуковым повторам. Мы можем заметить аллитерации и ассонансы в словах «рёв», «зов», «вальков», «дерёв». Затем в произведении снова наступает умиротворение. Автор применяет такие убаюкивающие эпитеты, как «соловьиный покой», «освежительная влага», « тропинка незаметная». Благодаря им в душе и лирического героя, и читателя наступает гармония.

Метки:


Загрузка...
Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах