«Кое-что по поводу дирижёра» В. Маяковский
В ресторане было от электричества рыжо.
Кресла облиты в дамскую мякоть.
Когда обиженный выбежал дирижер,
приказал музыкантам плакать.И сразу тому, который в бороду
толстую семгу вкусно нес,
труба – изловчившись – в сытую морду
ударила горстью медных слез.Еще не успел он, между икотами,
выпихнуть крик в золотую челюсть,
его избитые тромбонами и фаготами
смяли и скакали через.Когда последний не дополз до двери,
умер щекою в соусе,
приказав музыкантам выть по-зверьи –
дирижер обезумел вовсе!В самые зубы туше опоенной
втиснул трубу, как медный калач,
дул и слушал – раздутым удвоенный,
мечется в брюхе плач.Когда наутро, от злобы не евший,
хозяин принес расчет,
дирижер на люстре уже посиневший
висел и синел еще.
<1915>
Анализ стихотворения Маяковского «Кое-что по поводу дирижера»
Стихотворение написано в 1915 году. Образ лирического героя – это образ самого поэта. Он, резко ворвавшись в поэзию XX века, обратил на себя внимание яркой индивидуальностью, необычной внешностью, эпатажными выходками и стихами, отрицанием старой поэтической школы и ряда моральных устоев, стал в некотором роде заложником провозглашенных им же идей.
Темой стихотворения является гневная констатация духовной скудости, как казали бы сегодня, «квалифицированного потребителя», протест поэта против бесцеремонного вторжения публики в хрупкий внутренний мир творческого человека и потребительского отношения к искусству, как показано в произведении, порой обладающему разрушительной силой.
Маяковского всегда отличала способность подбирать меткие, емкие слова, которыми он буквально припечатывал к позорному столбу определенные явления жизни, людей и их поступки. В полной мере эта способность проявилась и в представленном стихотворении.
Произведение содержит следующие средства художественной выразительности:
- инверсию – «выбежал дирижер», «обезумел вовсе», «мечется плач» – обеспечивающую специфический «рубленый» ритм строф Маяковского;
- метафоры – «облиты в мякоть», «в бороду … семгу нес», «горсть слез», «выпихнуть крик в челюсть», «втиснул в зубы», создающую зримые, предельно конкретные образы;
- эпитеты – «дамская мякоть», «сытая морда», «медные слезы», «золотая челюсть», «опоенная туша», «медный калач», «удвоенный плач»;
- катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое) – «вкусно нес» – описывающую явление в полном объеме;
- перифраз – «мякоть», позволяющий избежать конкретного названия определенной части тела;
- олицетворения – «труба ударила горстью», «избитые тромбонами и фаготами», «плач мечется» – делающие музыкальные инструменты соратниками поэта в походе против мещанства;
- эллипсис – «умер (со) щекою (лежащей) в соусе», «скакали через (него)» – сокращающий текст до минимально возможных размеров и формирующий рифму;
- авторские неологизмы – «рыжо», «по-зверьи»;
- риторическое восклицание – «…обезумел вовсе!» – отражающее накал эмоций;
- сравнение – «втиснул, как калач»;
- аллитерацию – «на люстре посиневший висел …синел» – повторение свистящих «с» приковывает внимание читателя, создает нужный эффект.
Идея произведения – выражение неприятия существующей действительности, презрения к сытым буржуа. Это обобщенный протест против сытого самодовольного мещанства, критика миропорядка, в рамках которого избалованная публика принимает творческого человека за раба, клоуна, который призван забавлять и исполнять любые ее пожелания.
Обывательское болото, сидящее в зале, трансформируется в тушу «опоенную» – беспощадный эпитет, явно и предельно точно выражающий отношение автора. Так поэт подчеркивает благополучную, противную ему самовлюбленность людей, переходящую в тупость.
Стихотворение будет актуально до тех пор, пока будут существовать большие творцы и «потребители от культуры». Стихотворение «Кое-что по поводу дирижера» – обращение и к сегодняшнему дню, ко всем нам, символический призыв к бережному отношению друг к другу, повышению культурного уровня, проявлению такта, деликатности. Выстраданные, выношенные, может быть, в течение месяцев или лет слова хранились в сердце поэта. Стихотворение «Кое-что по поводу дирижера» – крик его души. Этот крик оказывается неуслышанным, и в этом причина ярости автора.