Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Разновидности стихотворений, строфы, твердые формы, жанры

Двустишие

В стиховедении немало терминов, которые могут запутать начинающего исследователя или просто вдумчивого читателя, желающего разобраться в теории стихосложения. Например, не всегда очевидно, как соотносятся катрены и четверостишия. Это синонимы или нет? То же самое можно сказать и о дистихах и двустишиях. В одной из наших статей мы поясняли, что такое дистих. Пришло время разобраться в понятии «двустишие».

Согласно словарному определению из Литературной энциклопедии, двустишием называют простейшее строфическое образование из двух стихов, обычно скреплённых рифмой. На двустишия распадается александрийский стих, написанный шестистопным ямбом. Как можно подумать, на двустишия может распадаться четверостишия с парной (смежной) рифмой, но это не так, поскольку в такой строфе строки связываются не только рифмой, но и по содержанию.

Следует отличать двустишие от дистиха. Под дистихом (элегическим) понимают жанр античных произведений, состоящих из двух строк, одна из которых писалась гекзаметром, а другая – пентаметром. Такие стихи могли употребляться как самостоятельное произведение для оформления эпитафий, посланий, эпиграмм, а могли включаться в большие произведения в качестве составной части, отдельной строфы.

Путаница между понятиями «дистих» и «двустишие» возникла благодаря относительной синонимичности этих слов. В широком смысле эти термины тождественны, более того, «двустишие» является русской калькой древнегреческого «дистиха» («distichon» происходит от «dis» – «вдвое, два» и «stichos» – «ряд, стих»). В узком смысле дистих – это жанр, а двустишие – разновидность строфы. В дальнейшем мы будем придерживаться именно этой терминологии.

В мировой поэзии использование двустиший при построении произведения – не редкость. Приведём в качестве примера уже упоминавшийся александрийский стих. Вот отрывок из произведения Виктора Гюго, где применяется эта твёрдая форма:

Одна из матерей жила в Блуа. Знаком
Мне был её большой соседний с нашим дом.

В довольстве родилась, росла, потом вступила
В союз желанный с тем, кого она любила.

У них родился сын. Какая радость! Сын!
И что за колыбель! Шелк! Бархат! Балдахин!

Младенца кормит мать своею грудью нежной,
Всю ночь она полна заботою мятежной,

Не спит, ее глаза горят во тьме ночной, –
К ребёнку наклонясь с подушки головой,

Чуть дышит, бедная, чтоб слышать, как он дышит;
Малейший стон его, малейший шорох слышит,

И утром вновь бодра, довольна, весела!..
Вот в кресла кинулась и гордо прилегла…

«Выходец из могилы», перевод В. Г. Бенедиктова.

Двустишия часто используются в некоторых формах восточной поэзии. Например, в персидской поэтической традиции имеется понятие «бейт», которое означает полустишие в две строки. Из бейтов составляются касыды, газели, рубаи и другие произведения.

Сын мой! Мудрым наставленьям знающих внемли!
В твой мектеб* они скрижали знаний принесли.

Только знанье – друг надёжный, охранитель наш,
Разрешитель всех сплетений, неусыпный страж.

Каждый бодрствующий ныне, только час пробьёт,
Всё оставит и на ложе вечное уйдёт.

Говорю тебе сегодня: «Сын мой, берегись!
Мне пора возлечь на ложе, ты теперь проснись!

«Наставление моему сыну», Низами Гянджеви, перевод В. В. Державина.

*Мектеб – школа, начальное духовное училище у мусульман.

Строфу, состоящую из двух строк, использовали многие русские поэты. Вот фрагмент «Чёрной шали» А. С. Пушкина:

В покой отдалённый вхожу я один…
Неверную деву лобзал армянин.

Не взвидел я света; булат загремел…
Прервать поцелуя злодей не успел.

Безглавое тело я долго топтал
И молча на деву, бледнея, взирал.

Я помню моленья… текущую кровь…
Погибла гречанка, погибла любовь!

С главы ее мертвой сняв чёрную шаль,
Отер я безмолвно кровавую сталь.

Мой раб, как настала вечерняя мгла,
В дунайские волны их бросил тела.

С тех пор не целую прелестных очей,
С тех пор я не знаю весёлых ночей.

Гляжу, как безумный, на чёрную шаль,
И хладную душу терзает печаль.

Вот стихи Д. Д. Минаева:

От увлечений, ошибок горячего века
Только «полиция в сердце» спасёт человека;

Только тогда уцелеет его идеал,
Если в душе он откроет бессменный квартал.

Мысль, например, расшалится в тебе не на шутку –
Тотчас её посади ты в моральную будку;

В голову ль вдруг западёт неприличная блажь –
Пусть усмирит её сердца недремлющий страж…

«Совет».

Множество интересных коротких произведений, состоящих из двух строк, обнаруживаем в творчестве К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова, А. А. Блока, Ю. Н. Верховского и др.

Стучи, тебе откроют. Проси, тебе дадут.
– О, Боже! Для чего же назначен Страшный Суд?

К. Д. Бальмонт.

Не все душе болезненное снится:
Пришла Весна – и небо прояснится.

Ф. И. Тютчев.

ОН
Я ночи все не сплю, – томлюсь, – изнемогаю.
Я
Уснёшь, – не унывай! Поэму я слагаю.

«Обещание страждущему бессонницею», А. П. Бунина.

Современные поэты также прибегают к двустишиям. Вот ироничное произведение Антипа Ушкина, составленной из них:

вон летит по небу птица
без больших летит амбиций
без высоких устремлений
без малейших представлений
о структуре атмосферы…
без любви, надежды, веры
без ума и без таланта
без бабла и провианта
без моторчика внутри
а летит, чёрт побери!

«Птица», Антип Ушкин.

Таким образом, при кажущейся примитивности двустишие всё равно остаётся востребованной разновидностью строфы и встречается во многих жанрах поэзии в разных культурах.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах