«Чёрная шаль» А. Пушкин
Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил;Прелестная дева ласкала меня,
Но скоро я дожил до черного дня.Однажды я созвал веселых гостей;
Ко мне постучался презренный еврей;«С тобою пируют (шепнул он) друзья;
Тебе ж изменила гречанка твоя».Я дал ему злата и проклял его
И верного позвал раба моего.Мы вышли; я мчался на быстром коне;
И кроткая жалость молчала во мне.Едва я завидел гречанки порог,
Глаза потемнели, я весь изнемог…В покой отдаленный вхожу я один…
Неверную деву лобзал армянин.Не взвидел я света; булат загремел…
Прервать поцелуя злодей не успел.Безглавое тело я долго топтал
И молча на деву, бледнея, взирал.Я помню моленья… текущую кровь…
Погибла гречанка, погибла любовь!С главы ее мертвой сняв черную шаль,
Отер я безмолвно кровавую сталь.Мой раб, как настала вечерняя мгла,
В дунайские волны их бросил тела.С тех пор не целую прелестных очей,
С тех пор я не знаю веселых ночей.Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
14 ноября 1820 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Черная шаль»
Стихотворение «Черная шаль» впервые было опубликовано в «Сыне отечества». Финальный черновик его датирован ноябрем 1820 года. Создавалось оно во время пребывания Пушкина в Молдавии. В Кишиневе поэт находился на службе в канцелярии Ивана Никитича Инзова. На юг Александр Сергеевич отправился не по своей воле. Изначально его хотели сослать в Сибирь или заточить в Соловецкий монастырь. Причиной тому послужило сочинение лирических произведений, не соответствующих статусу чиновника на государственной службе. За молодого Пушкина вступился Карамзин. В итоге наказание смягчили.
«Черной шали» не случилось бы без двух текстов Жуковского. Из его баллады «Мщение» (1816) Александр Сергеевич позаимствовал мотив утопления трупа в реке ночью и ритмико-строфическое строение. Второе важное произведение – «Алина и Альсим» (1814). В нем рассказывается история двух влюбленных, которых разлучили родители. Девушку выдали замуж. Однажды молодой человек тайно приехал к ней под видом торговца, чтобы навсегда попрощаться. Альсим прижал к своему сердцу руку Алины. В это время вошел ее супруг. Ослепленный ревностью, он кинжалом закалол обоих. Перед смертью девушка призналась мужу, что ни в чем невиновна. Согласно финалу баллады, впоследствии призрак окровавленной Алины постоянно преследовал убийцу.
Пушкин частично заимствует у Жуковского сюжет. У Александра Сергеевича также фигурирует шаль (в «Алине и Альсиме» муж дважды предлагал жене приобрести ее). В обеих балладах персонаж, с которым застают девушку, – армянин. Фактически Пушкин делает пародию на произведение Василия Андреевича, рассказывая историю от лица темпераментного ревнивца. Поэт прибегает к утрированно-гротескному изображению страстей, тем самым отрицая художественную систему Жуковского, которого чрезвычайно ценил как лирика. Большая часть современных Александру Сергеевичу критиков пародийности в «Черной шали» не рассмотрела. Произведение было принято с восторгом в качестве прекрасного образца ультра-романтизма.
Практически сразу пушкинское стихотворение приобрело необыкновенную популярность. В 1823–24 гг. композитор Верстовский положил текст на музыку. Вскоре произведение Александра Сергеевича вошло в песенники. Затем превратилось в лубочные картинки. В 1831-ом состоялась премьера одноактного балета под названием «Черная шаль, или Наказанная неверность».