Стихи в прозе
Язык поэзии удивительно разнообразен и гибок. Искусство слова может принимать самые различные очертания. Поэзия может быть заключена в строгую твёрдую форму (например, сонета), может свободно литься в вольном или белом стихе. Кажется, для неё вообще не существует границ, ведь поэзия может принимать даже облик прозы, не теряя при этом своих основных свойств. Произведения, созданные таким образом, носят название стихотворений в прозе и встречаются в творчестве многих авторов.
Под стихотворением в прозе в литературоведении понимают особую форму речи, организованную в виде прозаического текста, но обладающего такими качествами поэтического текста, как лиричность, эмоциональность, наличие художественных приёмов и фигур. Близкими понятиями являются следующие:
- ритмическая проза – прозаический текст, осложнённый ритмическим размером;
- версэ (или версе) – прозаическая речь, напоминающая стихи вследствие расположенных друг под другом предложений;
- верлибр – поэтическая речь, в которой отсутствует размер, строфность, рифма, силлабизм и другие признаки стихотворного текста.
Считается, что как самостоятельный жанр стихотворение в прозе зародилось во Франции в период романтизма. Отживающие свой век классические формы и художественные принципы не позволяли выражать всю глубину и разнообразие переживаний личности новой эпохи. Авторов теперь интересуют такие темы, как индивидуалистические стремления, субъективный взгляд на мир, неповторимые своеобразные проявления человеческой натуры. Всё это требовало отступления от традиционных способов изображения и поисков свежих идей.
Такой находкой стало стихотворение в прозе. Считается, что на возникновение этого жанра повлияли прозаические переложения зарубежных стихотворных произведений или их мистификации. Так, в конце XVIII века появляются французские переводы «Поэм Оссиана» Джеймса Макферсона, «Мадагаскарские песни» Э. Парни. В 1827 году публикуется сборник «Гюзла» Проспера Мериме. Эти произведения подготовили почву для творческих поисков поэтов-романтиков, облёкших стихи в необычную прозаическую форму.
Первыми произведениями в этом жанре считаются миниатюры Алоизиуса Бертрана, вошедшие в сборник «Гаспар из Тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло», опубликованные в 1842 году. Процитируем фрагмент одной из них:
«Слышишь? Слышишь? Это я, Ундина, бросаю капли воды на звенящие стекла твоего окна, озаренного унылым светом месяца. Владелица замка, в муаровом платье, любуется со своего балкона прекрасной звездной ночью и чудесным задремавшим озером. Каждая струйка течения – водяной, плывущий в потоке; каждый поток – извилистая тропка, ведущая к моему дворцу, а зыбкий дворец мой воздвигнут на дне озера – между огнем, землей и воздухом.
«Ундина».
Другие известные произведения этого периода – поэмы М. де Герена «Вакханка», «Кентавр»; «Амеде» Ж. Б. Д’Оревильи; «Книга прогуливающегося» Ж. Лефевра-Дёмье.
Одним из самых известных идеологов жанра является Шарль Бодлер. В небольшом сборнике, который напечатали спустя много лет после смерти самого автора, он обосновал применение новой формы. Поэт считал, что «поэтическая проза» не менее музыкальна и без размера и рифмы, что она «достаточно гибкая и скандированная, чтобы адаптироваться к лирическим движениям души, к прихотливости мечтаний и к скачкам мыслей». Вот отрывок одной такой поэмы в прозе из книги Бодлера «Парижский сплин. Стихотворения в прозе»:
Моя маленькая сумасбродка, моя милая возлюбленная подавала мне обед, а я созерцал в открытое окно столовой плавучие замки, которые Бог создает из тумана, – чудесные неосязаемые сооружения. И я говорил себе, погружённый в свои мечты: «Все эти причудливые видения почти так же прекрасны, как широко раскрытые глаза моей милой возлюбленной, зелёные глаза этого маленького чудовища».
И вдруг меня сильно ударили кулаком в спину, и я услышал голос, хриплый и чарующий, истерический и словно осипший от водки, голос моей милой маленькой возлюбленной: «Скоро вы приметесь за свой суп, дрянной мошенник… торговец облаками?»
«Суп и облака», перевод Т. Источниковой.
Если попробовать декламировать эти строки вслух с чувством, то они действительно зазвучат мелодично и выразительно, не в последнюю очередь благодаря изысканным образам и эффектным литературным приёмам. Как видим, поэт использовал здесь метафоры, сравнения, живописные эпитеты.
В России стихотворения в прозе стали популярны благодаря творчеству Ивана Сергеевича Тургенева. В своём сборнике «Senilia. Стихотворения в прозе», работа над которым продолжалась с 1876 по 1882 год, Иван Сергеевич в лаконичной манере затронул множество тем. Его короткие, но очень выразительные зарисовки, посвящены любви, человеческим взаимоотношениям и проблемам, природе, счастью и т. д. Самым известным стихотворением считается «Русский язык», в котором автор выражает искреннюю горячую благодарность родному языку. Приведём текст произведения целиком:
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Не менее живописны и эмоционально богаты и другие поэмы – «Роза», «Собака», «Молитва», «Чернорабочий и белоручка», «Без гнезда», «Христос», «Я встал ночью…» и т. д. Вот фрагмент из произведения, в котором поэт размышляет о ценности жизни:
Как пуст, и вял, и ничтожен почти всякий прожитой день! Как мало следов оставляет он за собою! Как бессмысленно глупо пробежали эти часы за часами!
И между тем человеку хочется существовать; он дорожит жизнью, он надеется на нее, на себя, на будущее… О, каких благ он ждет от будущего!
Но почему же он воображает, что другие, грядущие дни не будут похожи на этот только что прожитой день?
Да он этого и не воображает. Он вообще не любит размышлять – и хорошо делает.«Вот завтра, завтра!» – утешает он себя, пока это «завтра» не свалит его в могилу. Ну, а раз в могиле – поневоле размышлять перестанешь
«Завтра! Завтра!».
Помимо И. С. Тургенева такие произведения писали И. Ф. Анненский, Е. Г. Гуро, художник В. В. Кандинский. В XX веке традицию подхватили Г. В. Сапгир, В. М. Козовой, Л. Л. Богданов и другие. Как отмечают исследователи, в последние годы граница между жанрами стирается, и всё реже авторы как-либо выделяют стихотворения в прозе среди других стихотворных произведений.