Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иван Тургенев

«Собака» И. Тургенев

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною – и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…

И конец!

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! это не животное и не человек меняются взглядами…

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке – одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Февраль 1878 г.
И. С. Тургенев «Собрание сочинений в двенадцати томах. Т. 10». Раздел «Senilia. Стихотворения в прозе».

Тематические подборки: стихи про собак.

Анализ стихотворения И. С. Тургенева «Собака»

Было бы странно, если бы в творческом багаже И. С Тургенева, обожавшего собак и охоту, не нашлось посвящения этому удивительному животному беспредельной преданности. Оно существует – это стихотворение в прозе «Собака», написанное в 1878 году. В пронзительном произведении читается щемящая тоска и страх смерти автора, который, в сущности, всегда был одиноким человеком. От этого близость с любимым животным становится особенно значимой.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «собака моя», «воет буря», «светится огонек», которая создает акцент на последнем слове каждого словосочетания;
  • эпитеты – «неистовая буря», «трепетный огонек», «холодное крыло», делающие речь выразительной и образной;
  • олицетворения – «буря воет», «смерть налетит, махнет крылом», «жизнь жмется пугливо» – придают речи живость, полнокровность;
  • анафору – «она немая, она без слов, она … не понимает», «это не животное… Это две пары глаз…», выделяющую ключевые слова;
  • контекстуальные синонимы – «немая, без слов», «страшная, неистовая»;
  • лексический повтор – «… она… не понимает – но я … понимаю. Я понимаю…», который подчеркивает глубокую внутреннюю связь человека и животного;
  • антитезу – «она не понимает – но я понимаю» – как противопоставление их аналитических способностей;
  • лексику высокого стиля – «тожественны (то есть тождественны, одинаковы, сходны)», «устремлены», краткие формы прилагательного и причастия придают речи книжный характер;
  • риторические восклицания – «И конец!», «Нет!» – обозначают этапы рассуждения автора;
  • риторический вопрос – « Кто потом разберет …?» – вовлекает читателя в беседу;
  • слово с суффиксом эмоциональной оценки – «огонек»;
  • метафора развернутая – «в каждый из … пар … жизнь жмется…» – и простая – «огонек».

Исключительная частотность местоимений – «я», «моя», «нас», «мною», «мне», «ей», «она», «что-то», «себя», «сама», «ее», «это», «в ней», «нами», «мы», «тот», «каждый», «на него» – придает тексту удивительную доверительность, исповедальность.

Небольшое стихотворение описывает молчаливый разговор двух настоящих друзей, оно становится взаимным бессловесным признанием в любви и иллюстрацией обоюдного проявления нежности. Писатель отмечает, что смерть в каком-то смысле уравнивает искренне любящих вне зависимости от того, кто любит – человек или зверь.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах