Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Иннокентий Анненский

«Стансы ночи» И. Анненский

О. П. Хмара-Барщевской

Меж теней погасли солнца пятна
На песке в загрезившем саду.
Все в тебе так сладко-непонятно,
Но твоё запомнил я: «Приду».

Чёрный дым, но ты воздушней дыма,
Ты нежней пушинок у листа,
Я не знаю, кем, но ты любима
Я не знаю, чья ты, но мечта.

За тобой в пустынные покои
Не сойдут алмазные огни,
Для тебя душистые левкои
Здесь ковром раскинулись одни.

Эту ночь я помню в давней грёзе,
Но не я томился и желал:
Сквозь фонарь, забытый на берёзе,
Талый воск и плакал и пылал.

Сборник «Кипарисовый ларец», раздел «Размётанные листы».

Анализ стихотворения И. Ф. Анненского «Стансы ночи»

Небольшое стихотворение является изысканной стилизацией стансов – стихотворной жанровой формы, восходящей к провансальской лирической песенной поэзии Средневековья.

Произведение обыгрывает тему свидания и разлуки. Стихотворение о любви пронизано тонким лиризмом, одухотворенным отношением в женщине – прекрасной даме, которые характерны для поэзии трубадуров.

Оно содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «погасли солнца пятна», «раскинулись одни», «не сойдут огни» – которая способствует гармоничной рифмовке и одновременно выделяет последнее слово каждого словосочетания;
  • олицетворения – «загрезивший (задремавший либо задумавшийся) сад», «воск … плакал» – делают предметы и растения полноценными персонажами стихотворения, сочувствующими лирическому герою;
  • эпитеты – «алмазные огни», «давняя греза (в контексте речи – воспоминание) », «пустынные покои» – придают образам новые, необычные оттенки – вне присутствия любимой любой дом трагически пустынен;
  • катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое) – «сладко-непонятно» – неопределенность слов девушки внушает лирическому героя сладкую надежду на взаимность;
  • сравнения – «воздушней дыма», «нежней пушинок» – выбранные существительные придают образу любимой высокий смысл, буквально вознося ее над обыденностью;
  • анафору – «Я не знаю, кем …, я не знаю, чья …», «ты воздушней …, ты нежней…» – которая акцентирует внимание на образах лирического героя и его возлюбленной;
  • многосоюзие – «и плакал и пылал» – подчеркивает единство страдания и горения чувств, таким образом воск является отражением, предметным символом душевного состояния героя;
  • метафору – «ковром раскинулись» – это распространенный поэтический прием – густо цветущие многоцветные левкои действительно издали напоминают яркий ковер;
  • антитезы – «непонятно, но … запомнил …»; «помню …, но не … томился» – оформляют противопоставление чувств лирического героя его поступкам;
  • эллипсис – «сквозь фонарь (было видно, как) талый воск … плакал» – позволяет без потери смысла сократить текст и, несомненно, украшает его.

Слово «покои» имеет значение «домашние помещения, комнаты». Определение «забытый на березе» усиливает чувство пустоты и потери, создаваемое строками выдающегося поэта.



«Анчар» это не только знаменитейшее стихотворение Пушкина. Есть еще одноименная "поэма об изобретательстве" у Маяковского https://pishi-stihi.ru/anchar-mayakovskij.html

В Эфиопии установлен памятник А. С. Пушкину. Забавно, что под ним значится надпись «нашему поэту».

В отношении Есенина возбуждалось 13 уголовных дел. Однако до суда они не доходили: выручали известность и нужные связи.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах