«Стансы ночи» И. Анненский
О. П. Хмара-БарщевскойМеж теней погасли солнца пятна
На песке в загрезившем саду.
Все в тебе так сладко-непонятно,
Но твоё запомнил я: «Приду».Чёрный дым, но ты воздушней дыма,
Ты нежней пушинок у листа,
Я не знаю, кем, но ты любима
Я не знаю, чья ты, но мечта.За тобой в пустынные покои
Не сойдут алмазные огни,
Для тебя душистые левкои
Здесь ковром раскинулись одни.Эту ночь я помню в давней грёзе,
Но не я томился и желал:
Сквозь фонарь, забытый на берёзе,
Талый воск и плакал и пылал.
Сборник «Кипарисовый ларец» (1910). Раздел «Размётанные листы».
Анализ стихотворения И. Ф. Анненского «Стансы ночи»
Небольшое стихотворение является изысканной стилизацией стансов – стихотворной жанровой формы, восходящей к провансальской лирической песенной поэзии Средневековья.
Произведение обыгрывает тему свидания и разлуки. Стихотворение о любви пронизано тонким лиризмом, одухотворенным отношением в женщине – прекрасной даме, которые характерны для поэзии трубадуров.
Оно содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «погасли солнца пятна», «раскинулись одни», «не сойдут огни» – которая способствует гармоничной рифмовке и одновременно выделяет последнее слово каждого словосочетания;
- олицетворения – «загрезивший (задремавший либо задумавшийся) сад», «воск … плакал» – делают предметы и растения полноценными персонажами стихотворения, сочувствующими лирическому герою;
- эпитеты – «алмазные огни», «давняя греза (в контексте речи – воспоминание) », «пустынные покои» – придают образам новые, необычные оттенки – вне присутствия любимой любой дом трагически пустынен;
- катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое) – «сладко-непонятно» – неопределенность слов девушки внушает лирическому героя сладкую надежду на взаимность;
- сравнения – «воздушней дыма», «нежней пушинок» – выбранные существительные придают образу любимой высокий смысл, буквально вознося ее над обыденностью;
- анафору – «Я не знаю, кем …, я не знаю, чья …», «ты воздушней …, ты нежней…» – которая акцентирует внимание на образах лирического героя и его возлюбленной;
- многосоюзие – «и плакал и пылал» – подчеркивает единство страдания и горения чувств, таким образом воск является отражением, предметным символом душевного состояния героя;
- метафору – «ковром раскинулись» – это распространенный поэтический прием – густо цветущие многоцветные левкои действительно издали напоминают яркий ковер;
- антитезы – «непонятно, но … запомнил …»; «помню …, но не … томился» – оформляют противопоставление чувств лирического героя его поступкам;
- эллипсис – «сквозь фонарь (было видно, как) талый воск … плакал» – позволяет без потери смысла сократить текст и, несомненно, украшает его.
Слово «покои» имеет значение «домашние помещения, комнаты». Определение «забытый на березе» усиливает чувство пустоты и потери, создаваемое строками выдающегося поэта.