Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Требования к слогу поэта

Антонимы

Знаменитый советский писатель К. Г. Паустовский однажды так сказал о русском языке: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». С этим высказыванием нельзя не согласиться, ведь оно отображает одно из важнейших свойств нашей речи, а именно – способность описать любые предметы и явления верными и выразительными словами. Интересно, что это справедливо и для совершенно противоположных вещей. Например, мы можем образовать противоположный эпитет к слову «привлекательный» («привлекательный образ»), просто подставив отрицательную приставку «не». Но русский язык располагает прилагательными, которые позволят не только не прибегать к такому примитивному приёму, но и добавят эффектности всему выражению. Сравним пары словосочетаний: «непривлекательный образ» и «отвратительный образ». Понятно, что последнее словосочетание более экспрессивно и выразительно.

Такие слова, как «привлекательный» и «отвратительный», в лингвистике называют антонимами. Понятие «антоним» происходит и греческого языка и состоит из двух частей: приставки «anti» – «против» и существительного «onyma» – «имя». В современной науке термин определяют так:

Антонимы – это слова одной части речи, имеющие противоположное семантическое значение и различные по написанию и произношению.

Антонимия – это тип семантических отношений лексических единиц, имеющих противоположные значения (Лингвистический энциклопедический словарь).

Стоит упомянуть, что антонимия представлена в нашей речи уже, чем синонимия (явление семантического сходства различных по написанию и произношению слов). В такие отношения могут включаться только те слова, которые имеют общий признак – количественный, пространственный, качественный, временной и т. д. Слова-антонимы должны принадлежать к одной и той же категории действительности и соотноситься как взаимоисключающие понятия. Для иллюстрации вернёмся к нашему примеру: если мы называем что-то отвратительным, оно не может быть привлекательным, и наоборот.

Антонимы могут относиться к различным частям речи – глаголам, именам существительным и прилагательным. Антонимии не существует для имен собственных, числительных и местоимений.

Исследователи выделяют несколько типов антонимов.

  • Контрадикторные корреляты – это слова, дополняющие друг друга до целого («добро – зло», «истина – ложь», «жар – холод»).
  • Конверсивы – слова, характеризующие ситуацию с различных сторон («отдать – принять», «бросить – поймать»).
  • Контрарные корреляты – слова, отражающие противоположные свойства внутри одной сущности («молодой – старый», «низкий – высокий»).
  • Прагматические антонимы – слова, противопоставляющиеся в речевой практике («небо – земля», «душа – тело»).
  • Векторные корреляты – слова, которые описывают противоположную направленность действия, признака и др. («подняться – спуститься», «зажигать – гасить»).
  • Энантиосемия – появление у слова противоположных значений («прослушал» одновременно может значить «выслушал до конца» и «пропустил мимо ушей»).

По частоте употребления антонимы делят на узуальные (языковые) и контекстные (окказиональные). Первые широко распространены в речи, вторые же встречаются в определённом контексте (например, в пословицах).

В зависимости от структуры антонимы делят на разнокорневые («быстрый – медленный») и однокорневые, которые образуются с помощью приставок («вбегать – выбегать», «научный – антинаучный»).

Антонимы часто применяются в литературе. Авторы ценят их за возможность с их помощью создать эффект напряжения при противопоставлении различных явлений, предметов и т. д. На антонимии часто основывается антитеза, фигура, при которой происходит сопоставления двух и более образов, героев и т. д. Антонимы в этом случае становятся основным источником экспрессии, они подчёркивают и усиливают различие между описываемыми вещами.

Пожалуй, самым известным примером употребления антонимов в рамках одного предложения можно назвать портрет Онегина из романа в стихах А. С. Пушкина:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!
Одним дыша, одно любя,
Как он умел забыть себя!
Как взор его был быстр и нежен,
Стыдлив и дерзок, а порой
Блистал послушною слезой!

«Евгений Онегин».

Вот ещё несколько примеров использования антонимов в стихотворениях:

Не люби, богатый, – бедную,
Не люби, учёный, – глупую,
Не люби, румяный, – бледную,
Не люби, хороший, – вредную.
Золотой – полушку медную!

«Полюбил богатый бедную…», М. И. Цветаева.

Нахожусь ли
          в дальних краях,
ненавижу
       или люблю –
от большого,
от главного
          я –
четвертуйте –
не отступлю.

«Нахожусь ли в дальних краях…», Р. И. Рождественский.

Я царь, – я раб, – я червь, – я бог! –
Но будучи я столь чудесен,
Отколь я происшёл? – Безвестен;
А сам собой я быть не мог.

«Бог», Г. Р. Державин.

Я прав, хоть плачь, хоть смейся,
Но опять задержка рейса,
И нас обратно к прошлому ведёт
Вся стройная, как «ТУ»,
Та стюардесса, мисс Одесса,
Похожая на весь гражданский флот.

«Москва – Одесса», В. С. Высоцкий.

Как видим, антонимы вносят дух противоречия, контраст, а вместе с ним драматизм и напряжение. Стихи, содержащие такие слова, воспринимаются лучше, они порождают яркие впечатления и вызывают эмоциональный отклик у читателя. Тем не менее автору, который стремится улучшить за счёт антонимии свои произведения, следует быть внимательным и тщательно подбирать слова в соответствии с их значениями. Некоторые слова могут только казаться противоположными по смыслу, другие – быть антонимичными исключительно в переносном значении, третьи – отличаться в оттенках смысла. Поэтому мы советуем чаще обращаться к справочникам по русскому языку, уточнять значения слов и с осторожностью пользоваться словарями антонимов.



Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах