«Игра» З. Гиппиус
Совсем не плох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры…
Ее и мудрость не заменит.Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда – ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.Котенок возится с клубком,
Играет море в постоянство…
И всякий ведал – за рулем –
Игру бездумную с пространством.Играет с рифмами поэт,
И пена – по краям бокала…
А здесь, на спуске, разве след –
След от игры остался малый.Пускай! Когда придет пора
И все окончатся дороги,
Я об игре спрошу Петра,
Остановившись на пороге.И если нет игры в раю,
Скажу, что рая не приемлю.
Возьму опять суму мою
И снова попрошусь на землю.
Сборник «Сияния» (1938).
Анализ стихотворения З. Н. Гиппиус «Игра»
Стихотворение «Игра» написано в жанре философской лирики. Внешняя «воздушность» и красота его формы, кажущаяся легкомысленность темы не мешает автору сделать важные обобщения. Произведение четко отражает жизненную позицию Гиппиус. Игра как некий обман является символом определенного образа жизни.
В стихотворении поднимается проблема истинности и «кажимости»: например, оборот «играет море в постоянство» иллюстрирует посыл о том, что внешне спокойное, ласковое – постоянное – в штиль море может стать грозной стихией, способной лишить человека жизни.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «не плох спуск», «смеются дети», «играет море», «след малый»;
- перифразы – «бури» – автор подразумевает жизненные потрясения; «спуск с горы» – утрата главенства, нисхождение, проигрыш во любом смысле; глагол «возится» – синоним слова «играет» – позволяет избежать повтора;
- умолчания – «мне жаль игры…» – лирическая героиня сожалеет об упущенных возможностях, «играет море в постоянство…» – отсылка к тому, что обманчивым является не только спокойствие моря;
- олицетворения – «море играет», «пена играет» – помогают «обыграть» ключевое слово;
- лексику высокого стиля – «ведал» в значении «испытывал» – слово намеренно используется для соблюдения стихотворного размера;
- эллипсис – «пена – (играет) по краям бокала» – используется с этой же целью;
- лексический повтор – «…след – след от игры» – создает акцент на последствиях;
- метафоры – «играет с рифмами», «игра с пространством».
В составе оборота «ценить мудрость» слово «мудрость» в контексте речи означает способность хладнокровно оценивать происходящие события, не делать поспешных выводов, видеть жизнь неоднозначно, во всем ее многообразии. При этом сама возможность играть (читай: жить полнокровно, с удовольствием) автору важнее мудрости. А под игрой Зинаида Николаевна понимает интеллектуальное противостояние, способность и умение рисковать не размышляя – «бездумно», маневрировать у опасной черты. Именно игра в такой трактовке в течение практически всей жизни З. Н. Гиппиус придавала, как пряная приправа, остроту ее существованию и, видимо, желаемый вкус. Но Зинаида Николаевна лукавит, говоря, что игра – «ни для чего». Ее посредством талантливая честолюбивая поэтесса успешно утверждалась, создавала миф о себе.
Кстати, не для всех партнеров Зинаиды Николаевны по игре она закончилась благополучно: от многих остался до обидного малый «на спуске … след».