«Псевдопоэту» А. Фет
Молчи, поникни головою,
Как бы представ на страшный суд,
Когда случайно пред тобою
Любимца муз упомянут.На рынок! Там кричит желудок,
Там для стоокого слепца
Ценней грошовый твой рассудок
Безумной прихоти певца.Там сбыт малеванному хламу,
На этой затхлой площади,
Но к музам, к чистому их храму,
Продажный раб, не подходи.Влача по прихоти народа
В грязи низкопоклонный стих,
Ты слова гордого: свобода
Ни разу сердцем не постиг;Не возносился богомольно
Ты в ту свежеющую мглу,
Где беззаветно лишь привольно
Свободной песне да орлу.
1866 г.
Сборник «Вечерние огни. Выпуск первый» (1883). Раздел «Разные стихотворения».
Анализ стихотворения Фета «Псевдопоэту»
Фет – ярчайший представитель «чистого искусства» в русской литературе. На протяжении всего творческого пути он старался оградить свою лирику от социально-политических проблем. В его стихотворениях главенствуют три темы: природа, любовь, назначение поэта и поэзии. Особенно чужда Афанасию Афанасиевичу была тенденция демократической лирики. Некрасовская школа вызывала у него стойкое эстетическое неприятие. В конце жизни Фет писал: «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты». Естественно, с таким подходом к творчеству стихотворения Николая Алексеевича казались Афанасию Афанасиевичу от истинной поэзии весьма далекими. Отношения с Некрасовым Фет окончательно разорвал на исходе 1850-х гг.
Стихотворение «Псевдопоэту» впервые было опубликовано в 1867 году в журнале «Русский вестник». Нет никаких сведений о том, что его адресат – Некрасов. Вряд ли Фет ставил целью оскорбить кого-то конкретного. Скорее, он использовал «некрасовское начало» для создания портрета среднестатистического литератора-шестидесятника. При этом в качестве недостижимого идеала для псевдопоэта предлагается «любимец муз», то есть «пушкинское начало». Для формулировки собственной эстетической программы Афанасий Афанасиевич заимствует некоторые строки и образы из произведений Александра Сергеевича. Например, в финале рассматриваемого текста истинный поэт ассоциируется с орлом. В стихотворении Пушкина «Поэт» встречается следующая мысль:
…Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Если Некрасов «Псевдопоэта» читал, то, вероятно, принимал его на свой счет. Афанасий Афанасиевич не мог этого не понимать, отдавая текст на публикацию. Тем не менее, в выражениях он не стеснялся. Стихотворца, далекого от истинного искусства, Фет называл «продажным рабом», его рассудок именовал грошовым, произведения – «малеванным хламом».
В стихотворении «Псевдопоэту» видно ожесточение, касающееся не только людей из противоположного литературного лагеря, но мира вообще. Дело в том, что середина 1860-х годов – время сложное для Фета. Позади осталась эпоха, способная питать лирику Афанасия Афанасиевича. Для воспевания новой жизни нужны были другие слова, жанры, методы, которыми поэт не владел. Зато они были в арсенале у Некрасова. Кажется, Фета раздражал не столько успех Николая Алексеевича и ему подобных авторов, сколько то, что его собственные произведения оказалась фактически сброшенными с корабля современности.