Как писать стихи

«Байрону» М. Цветаева

«Байрону» Марина Цветаева

Я думаю об утре Вашей славы,
Об утре Ваших дней,
Когда очнулись демоном от сна Вы
И богом для людей.

Я думаю о том, как Ваши брови
Сошлись над факелами Ваших глаз,
О том, как лава древней крови
По Вашим жилам разлилась.

Я думаю о пальцах, очень длинных,
В волнистых волосах,
И обо всех — в аллеях и в гостиных —
Вас жаждущих глазах.

И о сердцах, которых — слишком юный —
Вы не имели времени прочесть,
В те времена, когда всходили луны
И гасли в Вашу честь.

Я думаю о полутемной зале,
О бархате, склоненном к кружевам,
О всех стихах, какие бы сказали
Вы — мне, я — Вам.

Я думаю еще о горсти пыли,
Оставшейся от Ваших губ и глаз…
О всех глазах, которые в могиле.
О них и нас.

Анализ стихотворения Цветаевой «Байрону»

Стихотворение Марины Ивановны «Байрону» было написано в Ялте в 24 сентября 1913 года. Произведение представляет собой эпитафию на смерть знаменитого английского поэта Джорджа Гордона Байрона. Творчеством этого романтика вдохновлялись многие литераторы. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, П. А. Вяземский, Игорь Северянин и другие посвящали ему свои пламенные стихотворения, воспевавшие поэтический гений талантливого британца. Цветаева же попробовала взглянуть на Байрона как на одарённого, но всё же обычного человека с его несовершенствами и страстями. Чему же уделяет внимание поэтесса?

Нужно отметить, как почтительно Цветаева обращается к своему адресату. Она говорит Байрону «вы», причём употребляет это слово с большой буквы. В шести четверостишиях, написанных ямбом (количество стоп в строках варьирует от двух до пяти) и рифмованных перекрёстно, поэтесса затрагивает разные грани личности кумира. Каждая строфа, за исключением четвёртой, начинается с анафоры «Я думаю…» и посвящена каким-то определённым явлениям. В первой автор рассуждает о юности поэта и начале его творческой карьеры. Для этих вещей Марина Ивановна использует эффектную метафору «утро Ваших дней», «утро вашей славы».

Во второй строфе поэтесса восхищается чертами внешности кумира. Снова с помощью метафоры она передаёт блеск глаз, называя их факелами. Душевный жар, страстность героя хорошо отражены в выражении «лава древней крови», которое указывает происхождение поэта от старинных нормандских родов.

В третьем четверостишии Марина Ивановна запечатлевает своего героя застывшим в утончённой позе: видимо, в задумчивости молодой поэт запустил руку в шевелюру. Выразительные эпитеты «очень длинные пальцы», «волнистые волосы» придают Байрону ещё больше привлекательности не только в воображении читателя и поэтессы, но и в глазах, охарактеризованных эпитетом «жаждущие», всех окружающих его особ.

Очень интересна метафора «о бархате, склонённом к кружевам». Можно догадаться, что речь идёт о мужском и женском нарядах. Так поэтесса создаёт атмосферу интимности, чувственности и элегантно избегает пошлости.

Цветаева прощает её Байрону неопытность и эгоизм. Мы понимаем это по эпитету «слишком юный». Прощает все мимолётные увлечения в «полутёмных залах» и аллеях, все разбитые им сердца. Время, как рассуждает поэтесса в последней строфе, примиряет всех, мёртвых и живых поэтов. Горсткой пепла называет Марина Ивановна останки великого таланта, подразумевая, что эта участь равна для всех.

Метки:



Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах