Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Следы войны» Д. Кедрин

Следы войны неизгладимы!..
Пускай окончится она,
Нам не пройти спокойно мимо
Незатемненного окна!

Юнцы, видавшие не много,
Начнут подтрунивать слегка,
Когда нам вспомнится тревога
При звуке мирного гудка.

Счастливцы! Кто из них поверит,
Что рев сирен кидает в дрожь,
Что стук захлопнувшейся двери
На выстрел пушечный похож?

Вдолби-ка им – как трудно спичка
Порой давалась москвичам
И отчего у нас привычка
Не раздеваться по ночам?

Они, минувшего не поняв,
Запишут в скряги старика,
Что со стола ребром ладони
Сметает крошки табака.

25 ноября 1941 г.

Анализ стихотворения Кедрина «Следы войны»

Стихотворение «Следы войны» написано в ноябре 1941 года, но оно оказывается необыкновенно актуальным в наши дни, когда практически ушло из жизни поколение, пережившее ужасы войны. Поэт обращается к современной молодежи, самонадеянно полагающей, что писать дерзкие посты в интернете – показатель гражданского мужества. Святая тема войны подвергается насмешкам – пресловутому подтруниванию недалеких людей.

В рамках небольшого произведения автор подчеркивает, насколько сложно изжить чувства, запечатленные в душах миллионов людей, которые принимали важные решения и несли ответственность не только на собственные судьбы, но и за жизни членов своих семей – женщин, детей и стариков.

С началом войны дом поэта оказался недалеко от переднего края, поэтому он со знанием дела пишет о впечатлениях от обстрелов.

Стихотворение содержит следующие средства художественной выразительности:

  • риторические вопросы – «Кто …поверит?..», «…отчего привычка не раздеваться?..», которые фактически являются утверждениями, рассказом о суровом военном быте;
  • риторические восклицания – «Следы неизгладимы!», «…нам не пройти мимо … окна!», «Счастливцы!» – отражают накал эмоций автора;
  • синтаксический параллелизм – «…что рев кидает…, что звук похож» – подчеркивает каждый из аналогично выстроенных синтаксических фрагментов;
  • метафоры – «следы войны», «рев сирен», «ребро ладони» – придает речи яркую образность;
  • инверсию – «окончится она», «вспомнится тревога», «выстрел пушечный»;
  • эпитет – «мирный гудок» – отсылает к заводскому гудку, напоминающему рабочим о начале смены;
  • олицетворение – «рев кидает в дрожь», содержащее яркий фразеологизм;
  • метонимию – «крошки табака».

Использованная автором разговорная лексика – «вдолбить (в значении «растолковать, заставить понять»), «юнцы» – несет оттенок пренебрежения к людям, живущим «минувшего не поняв».

Незатемненное (то есть не занавешенное плотно) окно, зажженная не вовремя спичка – были источниками опасности, так как свет становился привлекающим ориентиром для фашистских воздушных налетчиков. Отсюда оборот «как трудно давалась спичка» – зажигая ее, люди долго взвешивали целесообразность такого действия. Люди спали, не раздеваясь, чтобы быть готовыми в любой момент бежать в бомбоубежище. Поэтому для многих из них, переживших бомбежки, спать раздетыми считалось роскошью, приметой полной безопасности.

Говоря о следах войны, автор имеет в виду народную память, которая в головах некоторых наших соотечественников начинает ослабевать. Ее желательно освежить мирными средствами.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах