Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Поэтические приёмы

Силлепс

В русской литературе применяется множество стилистических фигур, которые помогают создавать различные эффекты. Как мы помним, фигуры – это выражения и речевые обороты, позволяющие повысить выразительность высказывания, придать ему дополнительные оттенки и глубину. Одной из таких является силлепс. Этот приём популярен в юмористической литературе. Рассмотрим, что он собой представляет.

Термин «силлепс» происходит из греческого языка. Слово «syllepsis» буквально переводится как «захват, сочетание». Отсюда определение силлепса как фигуры речи, заключающейся в сочетании семантически неоднородных элементов в виде ряда однородных членов предложения. В литературе возвышенных жанров силлепс применяется для усиления впечатления небрежности, смятения, которое заставляет пропускать слова. Но чаще эта фигура применяется в «низких» жанрах для создания комичности, каламбуров и шуток.

Исследователи выделяют несколько разновидностей силлепса:

1. Подлежащее употреблено во множественном числе, а сказуемое – в виде глагола в единственном числе. Пример:

2. Подлежащее находится в единственном числе, а сказуемое – во множественном. Пример из того же произведения:

Другой пример – отрывок из поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах»:

3. Два подлежащих сочетаются со сказуемым, употреблённым в единственном числе. Пример:

4. В качестве подлежащего выступает местоимение первого лица («я», «мы»), а в качестве сказуемого – глагол в повелительном наклонении. Пример:

5. Подлежащее выражено местоимением третьего лица, сказуемое – глаголом в повелительном наклонении. Пример:

6. Сочетание в рамках двух соседних предложений сказуемого и подлежащего в единственном и множественном числах. Пример:

7. Подлежащее и сказуемое употреблены во множественном числе, а дополнение – в единственном. Пример:

8. Семантическая неоднородность. Пример:

9. Фразеологическая неоднородность. Пример:

Два последних вида силлепса часто задействуются в каламбурах и прочих произведениях комического характера. Они напоминают о неграмотности, что создаёт эффект высмеивания, и формируют оригинальную игру слов, основанную на омонимии. Иногда из-за этого качества силлепс считают разновидностью зевгмы.


Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Мандельштам; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Маяковский; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах