«Песня пахаря» А. Кольцов
Ну! тащися, сивка,
Пашней, десятиной,
Выбелим железо
О сырую землю.Красавица зорька
В небе загорелась,
Из большого леса
Солнышко выходит.Весело на пашне.
Ну, тащися, сивка!
Я сам-друг с тобою,
Слуга и хозяин.Весело я лажу
Борону и соху,
Телегу готовлю,
Зерна насыпаю.Весело гляжу я
На гумно, на скирды,
Молочу и вею…
Ну! тащися, сивка!Пашенку мы рано
С сивкою распашем,
Зёрнышку сготовим
Колыбель святую.Его вспоит, вскормит
Мать-земля сырая;
Выйдет в поле травка –
Ну! тащися, сивка!Выйдет в поле травка –
Вырастет и колос,
Станет спеть, рядиться
В золотые ткани.Заблестит наш серп здесь,
Зазвенят здесь косы;
Сладок будет отдых
На снопах тяжёлых!Ну! тащися, сивка!
Накормлю досыта,
Напою водою,
Водой ключевою.С тихою молитвой
Я вспашу, посею.
Уроди мне, Боже,
Хлеб – моё богатство!
26 ноября 1831 г.
Анализ стихотворения Кольцова «Песня пахаря»
Стихотворение «Песня пахаря» написано в 1831 году полным сил и жизненных планов двадцатидвухлетним поэтом. Оно является своеобразным гимном труду и природе, которая дает человеку возможность пропитания.
Для выражения авторской позиции Алексей Васильевич использует такие выразительные средства:
- обращения – «сивка», «боже»;
- метафоры – «тащися пашней, десятиной», «выбелим (то есть отполируем до блеска) железо», «сладок отдых», «хлеб – богатство»;
- риторические восклицания – «Сладок отдых…!», «Хлеб – богатство!», «Ну!», оборот «Ну, тащися, сивка!» с модальной частицей «ну» повторяется пять раз и является своеобразным рефреном всего стихотворения;
- олицетворения «красавица зорька загорелась», «солнышко выходит», «колос станет рядиться», к которым автор прибегает, чтобы создать собеседников для своего лирического героя;
- антонимы «слуга и хозяин» – способ собственной характеристики героя-труженика;
- ряды однородных членов предложения – «лажу (изготовляю, мастерю), готовлю, насыпаю», «гляжу, молочу и вею» – помогают изобразить всю полноту действий в поле;
- эпитеты – «святая колыбель», «мать-земля сырая», «золотые ткани», «ключевая вода» – применяются создания особой, сказочной атмосферы произведения;
- лексический повтор – «выйдет в поле травка» создает акцент на цикличности, размеренности труда хлебороба;
- стык – «водою, водой ключевою» – оформляет уточнение, а также отражает благодарность лирического героя своему коню: ведь проточная ключевая вода – самая чистая и качественная;
- инверсия – «гляжу я», «мы рано с сивкою распашем», «заблестит … серп здесь, зазвенят здесь косы», «сладок будет отдых» – помогает выделить в составе фразы последнее слово;
- аллитерация – «пашенку … мы с сивкою распашем, зернышку …» помогает зафиксировать читательское внимание, усилить эмоциональность подачи текста.
Ряд слов требует объяснения. «Сивка» – ласковое обращение к лошади сивой (пепельно-серой) масти, это выражение упоминается в тексте шесть раз, что отражает значимость лошади в крестьянском хозяйстве. Устаревший оборот «сам-друг» имеет значение «вдвоем». Религиозная лексика – «святая колыбель, молитва, боже» – придает тексту стихотворения метафизический оттенок, а лексика высокого стиля – «вспоит, вскормит» – торжественность.
Хорошо знакомый с нелегким крестьянским трудом, автор, тем не менее, поэтизирует его – в стихотворении явно передана радость жизни, удовольствие человека, хорошо делающего свою работу. Это подтверждается частотностью слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «зорька», «солнышко», «пашенка», «зернышко», «травка».