Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Поэтические приёмы

Сравнение

В обычном разговоре мы время от времени применяем сравнения одних вещей с другими. Например, мы говорим «он силён, как бык» или «она красивая, как первая любовь». Эти выражения помогают нам проиллюстрировать свои слова эффектным примером. Так наша речь становится более яркой и интересной.

Было бы странно, если бы подобным приёмом украшения речи не пользовались поэты и писатели. Действительно, художественное сравнение в достаточной мере распространено в литературе. Исследователи относят сравнения к тропам, т. е. к таким оборотам, которые основаны на изменении значения слов и выражений. Этот термин определяется как сопоставление предметов или явлений по какому-либо общему признаку. В структуре сравнения выделяют объект сравнения (т. е. сам предмет, о котором идёт речь), средство сравнения (предмет, с которым сопоставляют объект) и общий признак. В нашем примере объектом будет «он» – некий мужчина, средством – бык, а признаком – сила, присущая и мужчине, и животному.

В речи сравнение оформляется при помощи союзов «будто (бы)», «словно (бы)», «точно», «как», предлогов «подобно», «вроде», прилагательных «похожий (-ая, –ое, –ие)» и других конструкций. На основе применяющейся конструкции выделяют несколько видов сравнений:

  • сравнения в виде сравнительного оборота, выраженного при помощи предлога или союза:

Черноброва, статна, словно сахар бела!..
Стало жутко, я песни своей не допел.
А она – ничего, постояла, прошла,
Оглянулась: за ней как шальной я глядел.

«Огородник», Н. А. Некрасов;

  • сравнения, образованные при помощи употребления существительного в творительном падеже

И ярким золотом и чистым серебром
Змеились облаков прозрачных очертанья

«На Днепре в половодье», А. А. Фет;

  • бессоюзные сравнения, сформулированные в виде предложения с составным именным сказуемым:

Гигантские чудовища –
Тяжёлый сон веков…

«В царстве льдов», К. Д. Бальмонт;

  • отрицающие сравнения («Попытка – не пытка»).

Сравнения стали применяться для обогащения речи достаточно давно. В книге Аристотеля «Риторика» мы находим размышления о том, что уже Сократ приводил сравнения, чтобы иллюстрировать свои тезисы и делать их таким образом понятнее слушателям. Целая глава (глава IV, том III) этого труда посвящена сравнениям и тому, как их следует правильно употреблять в речи. Философ подчёркивает, что этот приём более уместен в стихотворной речи: «Сравнение бывает полезно и в прозе, но в немногих случаях, так как [вообще оно относится] к области поэзии», поскольку делает речь более изящной и удачной.

Нужно сказать, что эта мысль Аристотеля подтверждается многочисленными примерами превосходных сравнений, взятых из лирических произведений, которые действительно придают строкам красоту и выразительность. Вот несколько отрывков из произведений современников Аристотеля, в которых присутствуют сравнения:

Было море в трупах, как небо в звездах:
Ослепшие,
Бездыханные,
Щекотали они волны, бременили берега…

«Персы», Тимофей Милетский, перевод М. Л. Гаспарова.

Ввысь от черной земли в порыве стремительном прянув,
Сын Пелеев взметнулся легко, как ястреб взлетает, –
Вечнотекущий источник забил у него под ногами.

Антимах Колофонтский, перевод О. Цыбенко.

Находим сравнения и в произведениях средневековых авторов:

В горностая-белку обратясь,
К тростникам помчался Игорь-князь

И поплыл, как гоголь, по волне,
Полетел, как ветер, на коне.

Конь упал, и князь с коня долой,
Серым волком скачет он домой.

Словно сокол, вьется в облака,
Увидав Донец издалека.

«Слово о полку Игореве», перевод Н. А. Заболоцкого.

И тут меч, смоченный
   в крови зломерзких,
клинок, как ледышка,
   в руках стал таять –
то было чудо:
   железо плавилось,
подобно льдинам,
   когда оковы
зимы на море
   крушит Создатель.

«Беовульф», перевод В. Тихомирова.

Был Иосиф без пищи, как волки в степи, а на крошки
Со стола сей скупой львы бросаются, будто бы кошки.

«О старости», Низами Гянджеви, перевод К. Липскерова и С. Шервинского.

Нельзя не вспомнить в этой связи творчество деятелей Золотого века русской поэзии. Во многих произведениях обнаруживаются оригинальные и живописные сравнения:

И весь, как сон, прошёл твой век.
Как сон, как сладкая мечта,
Исчезла и моя уж младость
;
Не сильно нежит красота,
Не столько восхищает радость…
«На смерть князя Мещерского», Г. Р. Державин.

Теперь, едва проснувшейся душой,
Пред матерью, как будто пред Судьбой,
Беспечно он играет в колыбели,
И Радости младые прилетели…

«Государыне Великой княгине Александре Фёдоровне на рождение В. кН. Александра Николаевича. Послание», В. А. Жуковский.

Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

«Что в имени тебе моём…», А. С Пушкин.

Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого, –
Да не поднял глаз молодой боец.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», М. Ю. Лермонтов.

Поэты Серебряного века также часто прибегали к сравнениям, чтобы придать своим строкам образность и глубину:

В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы, –
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй.

«В весенний день мальчишка злой…», Ф. К. Сологуб.

Иль ты, о, женщина, в обличье новом,
Скромна, как тень, и, словно день, нага,
Меня поманишь к ужасам готовым –
В «Подземное жилище» иль в луга?…

«О чём ещё мечтать?», В. Я. Брюсов.

Встречаются сравнения и у советских поэтов.

Ветер поёт и звенит над рекой,
Возле обрыва трещит камышами,
Сосны зелёными машут платками,
Небо надулось, как парус тугой.
«Летний поход», Э. А. Асадов.

И я теперь
вступаю в город, ветра чище…
Я воздух нюхаю, как зверь
На человечьем пепелище.
«Разведчик», О. Ф. Берггольц.

Находим сравнения в произведениях современных русских поэтов:

Открылись дороги зрения
запутанные, как грибницы
,
я достиг изменения,
насколько мог измениться.

«Землетрясение в бухте Цэ», А. М. Парщиков.

И легкокрылы, длинноноги,
и невесомы, словно дух,
бесстрашные, как полубоги,
и тонкие, как певчий слух

«Молитва», Т. Ю. Кибиров.

Рискнём предположить, что сравнение при применении некоторого усердия можно обнаружить в произведениях всех поэтов. Это неудивительно, ведь сравнение помогает вычленить важную черту или свойство некоторого предмета, сосредоточить на ней внимание, наконец, придать строкам детальность и многогранность, воскресив в сознании читателя дополнительные образы. Поэтому-то сравнения остаются востребованным тропом для большинства авторов.



Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах