Как писать стихи

Сравнение


В обычном разговоре мы время от времени применяем сравнения одних вещей с другими. Например, мы говорим «он силён, как бык» или «она красивая, как первая любовь». Эти выражения помогают нам проиллюстрировать свои слова эффектным примером. Так наша речь становится более яркой и интересной.

Было бы странно, если бы подобным приёмом украшения речи не пользовались поэты и писатели. Действительно, художественное сравнение в достаточной мере распространено в литературе. Исследователи относят сравнения к тропам, т. е. к таким оборотам, которые основаны на изменении значения слов и выражений. Этот термин определяется как сопоставление предметов или явлений по какому-либо общему признаку. В структуре сравнения выделяют объект сравнения (т. е. сам предмет, о котором идёт речь), средство сравнения (предмет, с которым сопоставляют объект) и общий признак. В нашем примере объектом будет «он» – некий мужчина, средством – бык, а признаком – сила, присущая и мужчине, и животному.

В речи сравнение оформляется при помощи союзов «будто (бы)», «словно (бы)», «точно», «как», предлогов «подобно», «вроде», прилагательных «похожий (-ая, -ое, -ие)» и других конструкций. На основе применяющейся конструкции выделяют несколько видов сравнений:

  • сравнения в виде сравнительного оборота, выраженного при помощи предлога или союза:

Черноброва, статна, словно сахар бела!..
Стало жутко, я песни своей не допел.
А она – ничего, постояла, прошла,
Оглянулась: за ней как шальной я глядел.

«Огородник», Н. А. Некрасов;

  • сравнения, образованные при помощи употребления существительного в творительном падеже

И ярким золотом и чистым серебром
Змеились облаков прозрачных очертанья

«На Днепре в половодье», А. А. Фет;

  • бессоюзные сравнения, сформулированные в виде предложения с составным именным сказуемым:

Гигантские чудовища –
Тяжёлый сон веков…

«В царстве льдов», К. Д. Бальмонт;

  • отрицающие сравнения («Попытка – не пытка»).

Сравнения стали применяться для обогащения речи достаточно давно. В книге Аристотеля «Риторика» мы находим размышления о том, что уже Сократ приводил сравнения, чтобы иллюстрировать свои тезисы и делать их таким образом понятнее слушателям. Целая глава (глава IV, том III) этого труда посвящена сравнениям и тому, как их следует правильно употреблять в речи. Философ подчёркивает, что этот приём более уместен в стихотворной речи: «Сравнение бывает полезно и в прозе, но в немногих случаях, так как [вообще оно относится] к области поэзии», поскольку делает речь более изящной и удачной.

Нужно сказать, что эта мысль Аристотеля подтверждается многочисленными примерами превосходных сравнений, взятых из лирических произведений, которые действительно придают строкам красоту и выразительность. Вот несколько отрывков из произведений современников Аристотеля, в которых присутствуют сравнения:

Было море в трупах, как небо в звездах:
Ослепшие,
Бездыханные,
Щекотали они волны, бременили берега…

«Персы», Тимофей Милетский, перевод М. Л. Гаспарова.

Ввысь от черной земли в порыве стремительном прянув,
Сын Пелеев взметнулся легко, как ястреб взлетает, —
Вечнотекущий источник забил у него под ногами.

Антимах Колофонтский, перевод О. Цыбенко.

Находим сравнения и в произведениях средневековых авторов:

В горностая-белку обратясь,
К тростникам помчался Игорь-князь

И поплыл, как гоголь, по волне,
Полетел, как ветер, на коне.

Конь упал, и князь с коня долой,
Серым волком скачет он домой.

Словно сокол, вьется в облака,
Увидав Донец издалека.

«Слово о полку Игореве», перевод Н. А. Заболоцкого.

И тут меч, смоченный
   в крови зломерзких,
клинок, как ледышка,
   в руках стал таять -
то было чудо:
   железо плавилось,
подобно льдинам,
   когда оковы
зимы на море
   крушит Создатель.

«Беовульф», перевод В. Тихомирова.

Был Иосиф без пищи, как волки в степи, а на крошки
Со стола сей скупой львы бросаются, будто бы кошки.

«О старости», Низами Гянджеви, перевод К. Липскерова и С. Шервинского.

Нельзя не вспомнить в этой связи творчество деятелей Золотого века русской поэзии. Во многих произведениях обнаруживаются оригинальные и живописные сравнения:

И весь, как сон, прошёл твой век.
Как сон, как сладкая мечта,
Исчезла и моя уж младость
;
Не сильно нежит красота,
Не столько восхищает радость…
«На смерть князя Мещерского», Г. Р. Державин.

Теперь, едва проснувшейся душой,
Пред матерью, как будто пред Судьбой,
Беспечно он играет в колыбели,
И Радости младые прилетели…

«Государыне Великой княгине Александре Фёдоровне на рождение В. кН. Александра Николаевича. Послание», В. А. Жуковский.

Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

«Что в имени тебе моём…», А. С Пушкин.

Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого, –
Да не поднял глаз молодой боец.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», М. Ю. Лермонтов.

Поэты Серебряного века также часто прибегали к сравнениям, чтобы придать своим строкам образность и глубину:

В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы, –
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй.

«В весенний день мальчишка злой…», Ф. К. Сологуб.

Иль ты, о, женщина, в обличье новом,
Скромна, как тень, и, словно день, нага,
Меня поманишь к ужасам готовым –
В «Подземное жилище» иль в луга?…

«О чём ещё мечтать?», В. Я. Брюсов.

Встречаются сравнения и у советских поэтов.

Ветер поёт и звенит над рекой,
Возле обрыва трещит камышами,
Сосны зелёными машут платками,
Небо надулось, как парус тугой.
«Летний поход», Э. А. Асадов.

И я теперь
вступаю в город, ветра чище…
Я воздух нюхаю, как зверь
На человечьем пепелище.
«Разведчик», О. Ф. Берггольц.

Находим сравнения в произведениях современных русских поэтов:

Открылись дороги зрения
запутанные, как грибницы
,
я достиг изменения,
насколько мог измениться.

«Землетрясение в бухте Цэ», А. М. Парщиков.

И легкокрылы, длинноноги,
и невесомы, словно дух,
бесстрашные, как полубоги,
и тонкие, как певчий слух

«Молитва», Т. Ю. Кибиров.

Рискнём предположить, что сравнение при применении некоторого усердия можно обнаружить в произведениях всех поэтов. Это неудивительно, ведь сравнение помогает вычленить важную черту или свойство некоторого предмета, сосредоточить на ней внимание, наконец, придать строкам детальность и многогранность, воскресив в сознании читателя дополнительные образы. Поэтому-то сравнения остаются востребованным тропом для большинства авторов.



Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Вяземский; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах