«Солнце» А. Белый
Автору «Будем как Солнце»Солнцем сердце зажжено.
Солнце – к вечному стремительность.
Солнце – вечное окно
в золотую ослепительность.Роза в золоте кудрей.
Роза нежно колыхается.
В розах золото лучей
красным жаром разливается.В сердце бедном много зла
сожжено и перемолото.
Наши души – зеркала,
отражающие золото.
1903 г.
Сборник «Золото в лазури» (1904). Раздел «Золото в лазури».
Анализ стихотворения Андрея Белого «Солнце»
Стихотворение А. Белого «Солнце» входит в сборник «Золото в лазури». Как и многие другие произведения этого цикла, оно посвящено поэту, который оказал большое влияние на поэтический путь Андрея Белого, – Константину Дмитриевичу Бальмонту. Молодой символист даже оставил указание на своего вдохновителя, оставив эпиграф «Автору «Будем как Солнце».
Это произведение было создано в 1903 году в имении Серебряный Колодезь, принадлежавшем отцу Андрея Белого. Известно, что поэт придавал этому месту с его неповторимыми пейзажами (чего стоит хотя бы таинственный сад, подбиравшийся к краю каменистого плато!) большое значение, связывая свои литературные взлёты с пребыванием в имении.
Вот и стихотворение «Солнце», судя по всему, относится к такому периоду поэтического триумфа. Белого регулярно печатали, он подружился со знаменитыми личностями – А. Блоком, З. Гиппиус. К тому же поэт наконец познакомился с кумиром своей юности – К. Д. Бальмонтом. Неудивительно, что в душе молодого литератора вспыхивает страстное пламя, по силе не уступающее солнечному свету.
Именно этот душевный пыл, видимо, и скрывается за яркой метафорой. В своём произведении Андрей Белый много рассуждает о том, что такое Солнце. Используя анафору, он показывает, что в основе всего – и стремления к совершенству, и любви, и мечты о славе и вечности, – лежит животворный свет вдохновения. Причём это вдохновение и есть путь, на что указывает повтор «к вечному стремительность» – «вечное окно». Восторг от осознания этой истины усилен созвучием «солнце» – «сердце», которое указывает на связь между этими явлениями.
Вторая строфа раскрывает ещё один важный компонент яркой творческой жизни. Снова строфа содержит анафору:
Роза в золоте кудрей.
Роза нежно колыхается.
В розах золото лучей…
Думается, роза является метафорой молодости, ведь часто в литературе цветочные лепестки сравнивают с девичьим румянцем. Встречая формулировку «роза в золоте кудрей», легко представить себе свежее лицо светловолосого юноши или вечно молодой златокудрой нимфы. Воздействие вдохновения («золото лучей») на юную душу автор описывает эпитетом «красный жар». Этот образ можно понимать как созидающую жизненную энергию, хотя в системе символов поэта красный цвет олицетворяет и опасную плотскую страсть, и тогда он служит предостережением молодым творцам.
Третье четверостишие содержит вывод о том, что такое человек и его душа. Поэт рассуждает, что наши сердца сталкиваются со многими бедами, но людям всё же удаётся победить зло в себе. В результате сердце становится чистым, способным воспринять красоту окружающего мира. «Зеркало, отражающее золото» – такая прекрасная метафора находится у Андрея Белого для человеческой души.