Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Максимилиан Волошин

«Трихины» М. Волошин

«Появились новые трихины»…
Ф. Достоевский

Исполнилось пророчество: трихины
В тела и в дух вселяются людей.
И каждый мнит, что нет его правей.
Ремесла, земледелие, машины
Оставлены. Народы, племена
Безумствуют, кричат, идут полками,
Но армии себя терзают сами,
Казнят и жгут – мор, голод и война.
Ваятель душ, воззвавший к жизни племя
Страстных глубин, провидел наше время.
Пророчественною тоской объят,
Ты говорил, томимый нашей жаждой,
Что мир спасется красотой, что каждый
За всех во всем пред всеми виноват.

10 декабря 1917 г., <Коктебель>.
Сборник «Неопалимая купина» (1924). Раздел «Пути России».

Анализ стихотворения М. А. Волошина «Трихины»

Стихотворение «Трихины» представляет собой своеобразный ответ Ф. М. Достоевскому, и является комментарием к ряду его произведений.

Дословное значение слова «трихины» – паразиты, которые живут в человеческом теле, и он долго не подозревает об этом. Но автор использует слово как метафору, которой обозначает не осознаваемую людьми страшную болезнь жестокости и вседозволенности, пренебрежения к чужой воле, главной причиной которой становятся и внутренняя война – раздирающие личность внутренние противоречия, и война людей между собой.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «исполнилось пророчество», «в тела и в дух вселяются», «себя терзают сами» – она придает тексту патетический оттенок;
  • лексику высокого стиля – «мнит (считает, полагает)», «дух», «воззвавший», «провидел (предвидел)»;
  • ряды однородных членов предложения – «ремесла, земледелие, машины»; «терзают, казнят и жгут»; «мор, голод и война»; «безумствуют, кричат, идут» – позволяющие максимально подробно описать картину мира;
  • эллипсис – «жгут – (в итоге) мор …» – позволяет лаконично передать мысль;
  • метафоры – «ваятель душ», «племя глубин (глубинные инстинкты, зачастую тщательно скрываемые)»;
  • эпитеты – «страстные глубины», «пророчественная тоска», которые ярко характеризуют явления и чувства;
  • аллитерацию (повторение однородных согласных) – «за всех во всем пред всеми», она позволяет на фонетическом уровне выделить ключевую мысль всего произведения;
  • контекстуальные антонимы – «тело – дух» – подчеркивают двойственность человеческой натуры;
  • олицетворение – «тоской объят» – позволяет автору отразить чувства писателя – он тоскует, печалится, он сокрушен сознанием несовершенства человека, его гибельных страстей.

Оборот «томимый нашей жаждой» обозначает извечное стремление – жажду – русского народа к справедливости, его чувство вины и непреодолимое стремление ее искупить. Достоевский назван ваятелем (скульптором) душ, так как своими произведениями он стремился очистить, обновить душу каждого человека, переформатировать, как сказали бы сегодня, призвать всех нас к добру и состраданию.

В тексте есть отсылка к известной цитате из Ф. М. Достоевского – «Мир красотой спасется». Надо понимать, что этим словом Достоевский называл не внешнюю, а внутреннюю, нравственную красоту, к которой можно прийти только через мучительное осознание истины, страдание. Эта красота – ненарушимый нравственный закон, которым пренебречь невозможно.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах