Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Аполлон Майков

«Мать» А. Майков

«Бедный мальчик! Весь в огне,
     Всё ему неловко!
Ляг на плечико ко мне,
     Прислонись головкой!
Я с тобою похожу…
     Подремли, мой мальчик,
Хочешь, сказочку скажу:
     Жил-был мальчик с пальчик…
Нет! не хочешь?.. Сказки – вздор!
     Песня лучше будет…
Зашумел сыр-темен бор,
     Лис лисичку будит;
Во сыром-темном бору…
     Задремал мой крошка!..
…Я малинки наберу
     Полное лукошко…
Во сыром-темном бору…
     Тише! Засыпает…
Словно птенчик, всё в жару
     Губки открывает…»

«Во сыром бору» поет
     Мать и ходит, ходит…
Тихо, долго ночь идет…
     Ночь уж день выводит –
Мать поет… Рука у ней
     Затекла, устала,
И не раз слезу с очей
     Бедная роняла…
И едва дитя, в жару,
     Вздрогнув, встрепенётся –
«Во темном-сыром бору»
     Снова раздается…

Отклони удар, уйди,
     Смерть с своей косою!
Мать дитя с своей груди
     Не отдаст без бою!
Заслонит средь всех тревог
     Всей душой своею
Жизни чудный огонек,
     Что затеплен ею!
И едва он засветил –
     Вдруг ей ясно стало,
Что любви, что чудных сил
     Сердце в ней скрывало!..

1861 г.
Цикл «Дома».

Анализ стихотворения Майкова «Мать»

В 1861 году знаменитый поэт Аполлон Николаевич Майков написал стихотворение, которое по сей день любимо многими читателями. Речь идёт о произведении «Мать», рассказывающем о ежедневном материнском подвиге.

Стихотворение состоит из четырёх частей. В первой части две строфы. Она знакомит читателя с матерью и её малышом, при этом речь идёт от лица женщины. У ребёнка жар, он не может уснуть. Поэтому заботливая мать держит его на руках и ласково говорит с крохой:
Ляг на плечико ко мне,
Прислонись головкой!

Поэт умело использует восклицания, уменьшительно-ласкательные формы слов, чтобы придать речи большую правдоподобность, ведь именно так, с нежностью обращается мама к своему чаду. Так произведение становится ближе читателям, особенно тем, кто сам оказывался в подобной ситуации.

Во второй части героиня продолжает баюкать малыша. Она пробует рассказать ему сказку:
Нет! не хочешь?.. Сказки – вздор!
Песня лучше будет…
Зашумел сыр-тёмен бор,
Лис лисичку будит…

но кроха не успокаивается. Тогда мать поёт ему песенку, на первых же строках которой ребёнок засыпает: «Во сыром-темном бору…»

Этот рефрен часто встречается в тексте стихотворения. Так поэт указывает, что малыш просыпается, и матери приходится снова петь. Кроме того, поэт часто повторяет, что у мальчика жар, в точности как это делают обеспокоенные здоровьем детей женщины.

В третьей части речь идёт от третьего лица. Автор наблюдает, как взволнованная женщина кружит по комнате, качая больного малыша на руках. Поэт отмечает, что её руки уже устали, что за окном уже занимается утро, но она продолжает прижимать малыша к груди. Автор использует эпитет «бедная», когда сочувственно рассказывает, как мучается женщина, глядя на своё страдающее от недуга дитя.

Четвёртая часть произведения раскрывает перед читателем глубину переживаний женщины. Это только кажется, что дети болеют часто, а потому не следует придавать недомоганиям большого значения. Для матери каждая простуда – угроза жизни её чада. Поэтому она готова сражаться с недугом всеми силами:
Отклони удар, уйди,
Смерть с своей косою!
Мать дитя с своей груди
Не отдаст без бою!

Стихотворение заканчивается на радостной ноте. Поэт показывает, что сила, заключённая в материнском сердце, способна противостоять любой болезни, любой беде. Даже такому грозному врагу как смерть не под силу сломить женщину, вставшую на защиту жизни своего ребёнка.

Уникальность произведения «Мать» состоит в том, что автору удалось тонко подметить и передать состояние женщины, показать её жизнь, полную забот и беспокойства о детях. Этим стихотворением поэт возвеличивает матерей и прославляет их безграничную силу любви. Именно за это многие читатели ценят это удивительное стихотворение.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах