Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Николай Агнивцев

«Вдали от тебя, Петербург (Разбросано много…)» Н. Агнивцев

Разбросано много
Дорога в дорогу
По миру стран всяких вокруг…
Но все эти страны
Так чужды и странны
Вдали от тебя, Петербург!

Пусть звезды там краше!
Пусть Солнце там пляшет
И пусть золотится бамбук,
Черны, как погосты.
Все солнца и звезды
Вдали от тебя, Петербург!

И хоть вечно тут он
Туманом закутан,
Но в Солнце нездешнем – ах, вдруг –
Так сердцу желанны
Волокна тумана
Вдали от тебя, Петербург!

И в Ниццкой аллее
Мне дождь твой милее!
И хочется питерских вьюг!
И нету покоя
Плененным тобою
Вдали от тебя, Петербург!

1923

Анализ стихотворения Н. Я. Агнивцева «Вдали от тебя, Петербург…»

Н. Я. Агнивцев – один из самых недооцененных поэтов так называемого Серебряного века. Он вполне разделил судьбу своих литературных собратьев, покинувших страну. Ему, как и многим другим, казалось, что в эмиграции он сможет писать все, что вздумается, не подчиняясь ни цензуре, ни общественному суду. Но до него не было никакого дела ни Франции, ни парижскому обществу, ни католической церкви.

Большое видится на расстоянии, и в эмиграции для Николая Яковлевича многое стало на свои места. Стихотворение «Вдали от тебя, Петербург…» написано именно там, в 1923 году.

В стихотворении можно найти такие средства художественной выразительности, как:

  • аллитерацию – «разбросано… дорога в дорогу по миру стран … вокруг», «страны странны»: однообразные рокочущие звуки помогают создать атмосферу тоски и неопределенности;
  • обращение – «Петербург», входящее в оборот, рефреном повторяющийся в конце каждой строфы;
  • риторические восклицания – «…страны чужды … вдали от тебя!», «Пусть краше!..», «…дождь милее!» «…хочется … вьюг!» – отражают чувства автора;
  • олицетворения – «Солнце пляшет», «сердцу желанны», «плененным тобою (Петербургом)» – делают персонажами стихотворения и явления природы, и творение человеческих рук;
  • инверсию – «разбросано много стран всяких», «золотится бамбук», «туманом закутан», «в Солнце нездешнем», «дождь твой» – ее необходимость продиктована необходимостью выделения ключевых слов и рифмовки;
  • сравнение – «черны, как погосты (кладбища)» – позволяет уточнить меру признака;
  • метафоры – «закутан туманом», «волокна тумана» – помогают нарисовать яркие образы;
  • синтаксический параллелизм – «Пусть краше…! Пусть … пляшет и пусть золотится» – создает акцент на чужеземных красотах;
  • парцелляцию – намеренное членение предложения вкупе с многосоюзием – «И … дождь милее…! И хочется … вьюг! И нету покоя!» – подчеркивает многообразие желаний, в конечном счете сводящихся к одному – возвращению на родину;
  • умолчание – «разбросано много стран … вокруг…» – автор подразумевает не только страны, но предоставляет поразмыслить об этом читателю.

Оборот «дорога в дорогу» обозначает неразрывную, цепную связь путей, ведущих в чужой край: конец одного является началом другого. Стихотворение отражает глубокий раскол, произошедший в сознании талантливого русского поэта.



26 октября 1880 г. родился поэт-символист Андрей Белый (наст. имя Борис Бугаев).
Известен в том числе тем, что он был частью любовного треугольника: Андрей Белый-Любовь Менделеева (известная также как Прекрасная Дама)-Александр Блок.

20 октября 1854 г. родился Артюр Рембо, французский поэт, один из основоположников символизма. #Рембо

Лермонтов не только мастерски складывал буквы на бумаге, но еще и отлично рисовал. Талант художника особенно ярко прослеживается в знаменитом автопортрете, помещенном в учебники литературы. На нем Михаил Юрьевич передал максимально точно все свои черты. #Лермонтов


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах