Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Пусть голосуют дети» О. Берггольц

Я в госпитале мальчика видала.
При нем снаряд убил сестру и мать.
Ему ж по локоть руки оторвало.
А мальчику в то время было пять.

Он музыке учился, он старался.
Любил ловить зеленый круглый мяч...
И вот лежал – и застонать боялся.
Он знал уже: в бою постыден плач.

Лежал тихонько на солдатской койке,
обрубки рук вдоль тела протянув...
О, детская немыслимая стойкость!
Проклятье разжигающим войну!

Проклятье тем, кто там, за океаном,
за бомбовозом строит бомбовоз,
и ждет невыплаканных детских слез,
и детям мира вновь готовит раны.

О, сколько их, безногих и безруких!
Как гулко в черствую кору земли,
не походя на все земные звуки,
стучат коротенькие костыли.

И я хочу, чтоб, не простив обиды,
везде, где люди защищают мир,
являлись маленькие инвалиды,
как равные с храбрейшими людьми.

Пусть ветеран, которому от роду
двенадцать лет,
         когда замрут вокруг,
за прочный мир,
         за счастие народов
подымет ввысь обрубки детских рук.

Пусть уличит истерзанное детство
тех, кто войну готовит, – навсегда,
чтоб некуда им больше было деться
от нашего грядущего суда.

Дата создания: 1949 г.

Анализ стихотворения Берггольц «Пусть голосуют дети»

Стихотворение «Пусть голосуют дети» написано в 1949 году, когда в народном сознании еще не зажили глубокие раны, нанесенные войной, когда на улицах можно было увидеть много калек всех возрастов. Но в рамках стихотворения О. Ф. Берггольц поднимает самую страшную тему, которой избегали многие – дети на войне.

Автор использует такие выразительные средства:

  • синтаксический параллелизм – «Он … учился, он старался … Он знал…», «И лежал – и боялся», «Пусть подымет… Пусть уличит…» – используется для создания акцента;
  • однородные члены предложения – «за мир, за счастье», «учился, старался, любил ловить» – описывают счастливый довоенный быт;
  • умолчания – «Любил ловить… мяч…» – за троеточием автор скрывает полноту и гармонию детского мира, перечеркнутого войной, «обрубки … протянув…» – здесь пауза, создаваемая троеточием, заставляет читателя прочувствовать весь ужас сказанного;
  • риторические восклицания – «О, стойкость!», «Проклятье разжигающим … !», «О, сколько их…!» – отражают авторские эмоции, транслируемые читателю;
  • метафору – «кора земли» – она создает ассоциацию с человеческой черствостью;
  • сравнения – «являлись, как равные…»;
  • синекдохи – «счастие народов», «дети мира» – помогают увидеть за общим частное – судьбу каждого конкретного ребенка;
  • эпитеты – «прочный мир», «истерзанное детство», «детская немыслимая стойкость» – создают атмосферу нетерпимости к войне;
  • инверсию – «некуда им… было деться», «являлись инвалиды», «уличит детство» – которая, выделяя последнее слово фразы, усиливает акцент именно на нем;
  • эллипсис – «когда замрут (все) вокруг»;
  • лексику высокого стиля – «уличит», «грядущий суд», «постыден», без которой невозможно обойтись при написании стихотворения на такую тему;
  • лексический повтор – «Проклятье …! Проклятье тем…» – подчеркивает отрицание войны автором;
  • парцелляцию (членение предложения) – «…он старался. Любил…» – она используется для выделения каждого образованного предложения;
  • антитезу – «Любил ловить… – и вот лежал» – прием иллюстрирует страшную перемену, произошедшую с ребенком;
  • олицетворение – «разжигающие войну»;
  • аллитерацию – «Любил ловить зеленый круглый…» – звонкий сонорный звук «л» создает ощущение гладкости, уюта и безопасности – атрибутов мирной жизни.

Небольшое стихотворение имеет мощный антивоенный посыл. Оно описывает страшную цену человеческого тщеславия и алчности.

Метки:

Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах