Как писать стихи

Античное стихосложение


Обычные читатели, ценители поэзии А. С. Пушкина, А. А. Ахматовой или Б. А. Ахмадулиной, чаще всего знакомы только с силлабо-тонической системой стихосложения. Но она возникла не сама по себе. Она была разработана на основе более древней и отшлифованной столетиями античной системе стихосложения, которой пользовались древние греки и римляне с VIII века по I век до нашей эры.

Эта система получила название античная метрика (от латинского «antiquus» – «древний» и греческого «metros» – «мера»). Также применяется термин «квантитативная система» (от латинского «quantitas» – «количество»), то есть система, учитывающая продолжительность (количество) звучащего слога. Главным параметром в этом типе стихосложения является просодическое время – совокупная длительность стиха. Такая особенность характерна для языков с выраженным противопоставлением кратких и долгих слогов, например, для греческого, латинского и некоторых других языков.

Считается, что возникновение этой системы относится к X-VIII векам до нашей эры. Зародилась она в Ионии, области, расположенной на побережье Малой Азии; развивалась на территории древнегреческих городов, а после падения эллинской цивилизации была перенесена в Древний Рим в III-I вв. до н. э.

Для того, чтобы уяснить специфику античной метрики, следует определить ключевые понятия, относящиеся к этой системе.

Стопа – повторяющееся сочетание слогов, образующих стих. Термин представляет собой «кальку» от греческого слова «pous» либо латинского «pes», оба переводятся как «ступня, стопа как часть тела». Вероятно, перенесение это слова указывает на связь между человеческими практиками танца (движения тела, в том числе и стоп), музыки и поэзии, как искусства сочинения песен для танца.

Понятие стопы впоследствии было перенесено из метрики в тоническое стихосложение и силлабо-тонику.

Стих (от греческого «stichos» – «ряд») – сопоставляемые между собой ряд слов (определённая последовательность стоп), каждый из которых записывается на отдельной строке.

Слабый слог или тесис (от греческого «thesis» – «опускание») – часть стопы, группа звуков, произносящаяся кратко. Состоит из согласного и краткого гласного звука либо одного краткого гласного. В литературе наиболее распространено такое схематическое обозначение этой единицы — ∪.

Сильный слог или арсис (от греческого слова «arsis» – «подъём») – это часть стихотворной стопы, группа звуков, для произнесения которой затрачивается больше времени, долгий слог. Схематическое обозначение «–».

Оба этих термина, арсис и тесис, также указывают на связь между танцем и стихосложением, так как в первоначальные значения этих слов относятся к танцевальным движениям. Арсисом называли поднятие ноги в танце, а тесис соответственно – опускание ноги на землю.

Мора – единица долготы стиха. Этот термин происходит от латинского слова «mora», которое переводится как «промежуток». Одна мора – это то время, которое необходимо, чтобы произнести слабый слог. Долгий слог, арсис, длится две моры. Из-за этого может возникнуть путаница, если читатель видит, что в строке, например, шесть слогов, а стих считается шестиморным.

Цезура (от латинского «caesura» – «сечение, разрез») – ритмическая пауза в стихе, разделяющая строку на два полустишия. Цезура облегчает произношение и усиливает ритмичность в многостопных стихах. В литературе встречается следующее схематическое обозначение паузы – «//». Важно отметить, что цезура не может находиться в середине слова, а только между отдельными словами.

Вот пример использования цезуры:
Муза, скажи мне о том // многоопытном муже, который,
Странствуя долго со дня,// как святой Илион им разрушен…

«Одиссея», Гомер, перевод В. А. Жуковского.

Поскольку ритм в античном стихосложении не зависел от ударений, то количество стихотворных размеров не было ограничено пятью, как это принято, например, в силлабо-тонической системе. В метрике насчитывалось около тридцати видов стоп. Рассмотрим основные из них.

Двухсложные стопы

Дибрахий (пиррихий) (от греческих слов «dis» – «вдвое, двое» и «brachus» – «короткий») – двухморная стопа, состоящая из двух кратких слогов. Схема ∪ ∪.

Спондей (от греческого «spondeios» – «ритуальное возлияние») – четырёхморная стопа, состоящая из двух сильных слогов. Схема – –.

Трохей (от греческого «trochaios» – «идти быстро») или хорей (от греческого «choreios» – «хор») – трёхморная стопа, состоящая из двух слогов, арсиса и следующего за ним тесиса. Схема – ∪.

Ямб (греческое слово «iambos» предположительно восходит к названию древнего музыкального инструмента) – трёхморная стопа, первый слог слабый, второй – сильный. Схематичное изображение: ∪–.

Трёхсложные стопы

Дактиль (от греческого «daktylos» – «палец») – четырёхморная стопа, состоящая из первого сильного слога и двух слабых. Схема: – ∪ ∪.

Амфибрахий (от греческого «amphibrachys», где «amphi» – «по обе стороны» и «brachys» – «короткий») – четырёхморная стопа, где первый и третий слоги слабые, а второй – сильный. Схема: ∪ – ∪.

Анапест (от греческого «anapaistos», т. е. «отражённый назад», «обратный дактилю») – четырёхморная стопа с двумя слабыми слогами и сильным третьим слогом. Схема: ∪ ∪ –.

Бакхий (восходит к имени бога виноделия Бахуса (Вакха, Диониса)) – пятиморная стопа, состоящая из одного слабого слога и двух сильных. Употреблялась главным образом в гимнах, посвящённых Бахусу. Схема ∪ – –.

Распространены были в античной метрике и более сложные шести-, семи-, восьмиморные (и т. д.) стопы, состоящие из четырёх и пяти слогов. Из них наиболее известны пеоны, хориямбы, антиспасты, дохмии и др.

Ритм в античных стихотворениях формировался благодаря строгому соответствию мор в одинаково организованных стопах. Однако существовала возможность заменять одни стопы другими, равнозначными по количеству мор. Неравные по числу мор стопы также могли использоваться, благодаря чему стихи становились более разнообразными ритмически.

Употреблялись в античной лирике и такие сложноорганизованные стихи, как логаэды.

Логаэд (от греческого «logos» – «слово» и «aoide» – «песнь») – стихи, представляющие собой сочетание трёхморных (ямб, трохей) и четырёхморных (дактиль, анапест и т. д.) стоп в строго определённом порядке в рамках одной строфы. Такие стихи дают менее равномерный ритм, нежели те, что образованы классическими стопами. К логаэдическим стихам относят лирику Сафо и некоторых других поэтов.
Вот пример такого стихотворения:

Пёстрым троном славная Афродита, – ∪| – ∪| – ∪ ∪|∪ ∪| – ∪
Зевса дочь, искусная в хитрых ковах! – ∪| – ∪| – ∪ ∪| – ∪| – ∪
Я молю тебя – не круши мне горем – ∪| – ∪| – ∪ ∪| – ∪| – ∪
Сердца, благая! – ∪| ∪ – ∪

«Подруги и ученицы. Соперницы», Сафо. Перевод В. В. Вересаева.

Упадок античной культуры привёл к тому, что метрика почти перестала использоваться, будучи вытесненной тоникой, силлабикой и другими системами стихосложения. Однако со временем многие авторы, а затем и исследователи стиховедения обращались к этому направлению, изучали его основы и заимствовали термины для формирования новых теорий. Так, античные трёх- и четырёхморные стопы имели важное значение в разработке силлабо-тонических принципов, хотя и подверглись существенным изменениям.



Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Вяземский; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах