Как писать стихи

Силлабо-тоническое стихосложение


В поэзии существует несколько основных систем стихосложения. Русский читатель вероятнее всего лучше знаком с силлабо-тонической. Рассмотрим, что представляет собой это направление.

Как следует из названия, силлаботоника сочетает в себе принципы и силлабического, и тонического стихосложения. Для того чтобы разобраться в них, следует сначала раскрыть эти понятия.

Силлабическое стихосложение (изосиллабизм; происходит от греческого слова «syllabe» – «слог») – это такая система построения стиха, при которой учитывается количество ритмических единиц, состоящих из одинакового количества слогов. Каждая строка стихотворения, созданного на основе этого принципа, будет состоять из строго определённого количества слогов. Изосиллабизм часто встречается в испанской, французской, японской и других стилях поэзии. В русской поэзии эта система широко использовалась до XVIII века.

Тоническое стихосложение (акцентная система; от греческого «tonos» – «ударение, напряжение») – система организации стихотворения, при которой в каждой строке имеется равное количество ударных слогов. При этом число безударных слогов менее важно и может быть более-менее свободным. В русской литературе по тоническому принципу организованы былины, народные песни, произведения, подражающие этим жанрам. Также тонической системой пользовались поэты-экспериментаторы в конце XIX – начале XX вв.

Таким образом, силлабо-тоническое стихосложение представляет собой систему, в которой имеет значение и количество слогов с стихотворной строке, и порядок чередования ударных и безударных слогов.

Принято считать, что европейская силлабо-тоническая система начала формироваться ещё в Средние века, когда происходило активное взаимодействие между романской силлабической системой и тонической аллитерационной германской системой. Установление принципов силлаботоники в английской литературе в XV веке связывается с именем Джефри Чосера. В германской поэзии переход к этой системе был вызван деятельностью поэта и стиховеда Мартина Опица, который обосновал в своей «Книге о немецкой поэтике» новые правила организации поэтического текста.

В России теория силлабо-тоники была предложена в XVIII веке такими крупнейшими поэтами и литературоведами как, Василий Кириллович Тредиаковский, Александр Петрович Сумароков и Михаил Васильевич Ломоносов. В. К. Тредиаковский в своём трактате «Новый и краткий способ к сложению стихов Российских», изданном в 1735 году, ввёл несколько основных литературных терминов (слог, стопа, стих, полустишие и т. д.). А. П. Сумароков занимался проблемами словоупотребления и семантики, стилей и функций языка («теория трёх штилей») и др.

М. В. Ломоносов, опираясь на труд Тредиаковского, разработал концепцию метров (определение ниже). За основу была взята античная и германская метрики. Поэт использовал древнегреческую терминологию и ввёл в научный оборот такие понятия, как «ямб», «хорей», «анапест» и т. п., предложив для каждого стройную схему. Именно благодаря усилиям этих учёных силлабо-тоническое стихосложение закрепилось в русской поэзии и почти безраздельно господствовало в ней до конца XIX века.

Рассмотрим основные понятия, относящиеся к этой системе.

Метр – это способ организации звуковых элементов произведения. В силлаботонике преимущественно используются двух-(ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) метры.

Стопа (восходит к древнегреческому слову «pous» – «ступня, стопа») – группа слогов, включающая один ударный и один-два безударных слога. Следует заметить, что некоторые литературоведы считают четырёхсложники самостоятельными метрами. В этом случае в стопе будет содержаться один ударный и три безударных слога. Далее мы будем приводить схемы стоп, используя такие условные обозначения: «!» — ударный слог, «_» — безударный слог.

Размер – характеристика, отражающая число стоп в стихотворной строке. В зависимости от их количества выделяют двух-, трёх-, четырёх-, пяти-, шестистопные ямбы и хореи (большее число стоп встречается редко). Что касается трёхсложников, то наиболее употребительными считаются трёх- и четырёхстопные анапесты, дактили и амфибрахии.
Рассмотрим пять главных для силлаботоники размеров.

Ямб – метр, стопа которого состоит из двух слогов. Ударным является второй. Схема стопы: _ !

Пример:

Источ|ник шум|ный и| прозрач|ный,
Теку|щий с гор|ной вы|соты,
Луга| поя|щий, до|лы злач|ны,
Кропя|щий пер|лами| цветы,
О, коль |ты мне| прия|тен зришь|ся!

«Ключ», Г. Р. Державин.

Хорей – двухсложный метр, стопа которого включает первый ударный и второй безударный слог. Схема: ! _

Пример:

Вот за|става| — скоро| к дому,
Слава| богу|, налег|ке!
Мой при|вет Крем|лю род|ному,
Мой при|вет Моск|ве-ре|ке!

«Возвращение», А. А. Фет.

Дактиль – трёхсложный метр, стопа которого состоит из первого ударного слога и двух безударных. Схема стопы: ! _ _

Пример:

Звёзды зак|рыли рес|ницы,
Ночь завер|нулась в ту|ман;
Тянутся |грёз вере|ницы,
В сердце лю|бовь и об|ман.

«Звёзды закрыли ресницы», В. Я. Брюсов.

Амфибрахий – трёхсложный метр, стопа которого состоит первого безударного, второго ударного и третьего безударного слогов. Схема: _ ! _

Пример:

Здесь помню| каждую |ветку
И каждый| силуэт.
Сквозь ине|я белу|ю сетку
Малино|вый каплет |свет.

«Белый дом», А. А. Ахматова.

Анапест – трёхсложный метр, в стопу которого входит два безударных и один ударный слог. Схема: _ _ !

Пример:

Хороша| эта жен|щина в май|ском зака|те,
Шелковис|тые пря|ди волос| в ветерке|,
И горе|нье жела|нья в цветах|, в арома|те,
И далё|кая пес|ня гребца| на реке|.

«Минута», К. Д. Бальмонт.

Основоположники силлабо-тонической теории постулировали, что автору стихотворения следует всегда придерживаться правил чередования ударных и безударных слогов. Но сам русский язык таков, что не всегда удаётся располагать слоги в строгом порядке. Многие слова насчитывают несколько слогов, что затрудняет следование канону стихосложения. Так в произведениях появляются целиком ударные или безударные стопы. Такие нарушения ритма называются спондеями и пиррихиями.

Спондей – это стопа, состоящая из двух ударных слогов. Схема такой стопы выглядит следующим образом: ! ! Пример использования спондея:

Теперь| моя| пора|: я не| люблю| весны;
Скучна| мне от|тепель;| вонь, грязь| — весной| я бо|лен;
Кровь бро|дит; чувст|ва, ум| тоско|ю стес|нены.
Суро|вою| зимой| я бо|лее| дово|лен…

«Осень (Отрывок)», А. С. Пушкин.

Пиррихий – стопа, включающая два безударных слога. Схема: _ _ Вот отрывок, где содержится несколько таких стоп:

Прозрач|ны вол|ны по|крыва|ла
Накинь| на тре|петну|ю грудь,
Чтоб и| под ним| она |дыша|ла,
Хоте|ла тай|но воз|дохнуть.

«К живописцу», А. С. Пушкин.

Как уже упоминалось, силлабо-тоническая система господствовала до конца XIX века. В это время начинают формироваться новые тенденции организации стихов, размываются рамки и возникают новые поэтические течения. Однако и тогда многие поэты (например, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок и другие) придерживаются силлаботонических принципов построения произведений. В современное время некоторые авторы (М. Кабир, В. Полозкова, В. О. Емелин и т. д.) также используют эту систему при создании своих произведений.



Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Вяземский; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах