Как писать стихи

Стопа


Когда мы читаем стихотворение, мы невольно обращаем внимание на его ритмичность и мелодичность. За эти качества поэтического текста отвечает его размер и метр – характеристики, отражающие количество ударений и их место в строке. В основе метра лежит деление строки или стиха на структурные единицы, называемые стопами.

Понятие «стопа» пришло к нам из Древней Греции VIII-VII веков до нашей эры. Оно восходит к слову «πούς» («pous»), которое так и переводится – «стопа». Считается, что использование именно этого слова указывает на взаимосвязь между танцем (где активно задействованы стопы, как часть ног), музыкой и поэзией.

В античной метрике (системе стихосложения) под стопой понималась часть стиха, содержащая слабую и сильную доли. Сильная доля называлась арсис, а слабая – тесис. Отличие этих долей заключалось в икте (ритмическом ударении) и долготе звука; в сильной доле, определяющейся иктом, слог звучал долго, в слабой, соответственно, коротко.

Сегодня мы пользуемся такими словами и выражениями, как «ямбическая стопа», «хореическая стопа», «дактиль», «анапест», «амфибрахий», «пиррихий», «спондей» и т. д. Все они также были заимствованы из античного стихосложения. Но в русской силлабо-тонической поэзии понятие «стопа» было адаптировано по-своему. Этот термин определяется как группа из одного ударного и одного либо двух безударных слогов.

В русской силлабо-тонической метрике наибольшее распространение получили такие стопы, как ямб, хорей, амфибрахий, анапест и дактиль. Рассмотрим их в виде схем, где символом «!» обозначим ударный слог, а «_» – безударный.

  • Ямб: _ !
  • Хорей: ! _
  • Дактиль: ! _ _
  • Амфибрахий: _ ! _
  • Анапест: _ _ !

Приведём примеры для каждого вида стоп.

Ямбическая стопа

В такой стопе ударным является второй слог. Соответственно, если, например, строка состоит из пяти стоп, то ударными будут второй, четвёртый, шестой, восьмой и десятый слоги. Использование этой стопы характерно для творчества поэтов Золотого века русской поэзии. Вот яркий пример пятистопного ямба:

Мой дом| везде|, где есть| небес|ный свод,
Где толь|ко слыш|ны зву|ки пе|сен,
Всё, в чём| есть иск|ра жиз|ни, в нём| живёт,
Но для| поэ|та он| не те|сен.

«Мой дом», М. Ю. Лермонтов.

Важно заметить, что ударение может находиться не в каждой стопе. Вот пример стихотворения, написанного четырёхстопным ямбом, в котором не каждый второй слог является ударным:

Высо|ко над| семьегор,
Казбек|, твой царст|венный| шатер
Сия|ет веч|ными| луча|ми.
Твой мо|настырь| за об|лака|ми,
Как в не|бе ре|ющий| ковчег,
Парит|, чуть вид|ный, над| гора|ми.

«Монастырь на Казбеке», А. С. Пушкин.

Здесь видим, что, например, во второй и последующих строках некоторые стопы вообще не имеют ударения. Такое явление называется пиррихием. В античной метрике так назывался отдельный метр, но в русском силлабо-тоническом стихосложении этим термином обозначают пропуск ударения в стопе.

Спондей – явление, противоположное пиррихию. В этом случае в двухсложной стопе будут соседствовать два ударных слога подряд. Самым ярким примером спондея является отрывок из поэмы «Полтава» Александра Сергеевича Пушкина (размер – четырёхстопный ямб):

Швед, рус|ский — ко|лет, ру|бит, ре|жет.
Бой ба|рабан|ный, кли|ки, скре|жет,
Гром пу|шек, то|пот, ржа|нье, стон,
И смерть|, и ад| со всех| сторон.

Следует отметить, что исследователи склонны считать спондей самостоятельным размером.

Хореическая стопа

Такая стопа характеризуется ударением на первом слоге. Допустим, строка стихотворения насчитывает четыре стопы. Тогда ударными будут нечётные слоги – первый, третий, пятый и седьмой. Вот отрывок из «Колыбельной песни», написанной Аполлоном Николаевичем Майковым, который является наглядным примером такого расположения ударений:

Спи, ди|тя мо|ё, у|сни!
Сладкий| сон к се|бе ма|ни:
В няньки| я те|бе взя|ла
Ветер|, солнце| и ор|ла.

Следующий фрагмент написан четырёхстопным хореем, поэтому ударения в строках падают на первый, третий, пятый и седьмой слоги.

Тёплый| ветер| тихо| веет,
Жизнью| свежей| дышит| степь,
И кур|ганов| зеле|неет
Убе|гаю|щая| цепь.

«Тёплый ветер тихо веет…», А. А. Фет.

Амфибрахическая стопа

Амфибрахическая стопа состоит из трёх слогов. Ударным из них является второй. Таким образом, если в строке содержится три стопы, то ударными будут второй, пятый и восьмой слоги. Приведём пример такой структуры стихотворения:

В глубокой| теснине| Дарьяла,
Где роет|ся Терек| во мгле,
Старинна|я башня| стояла,
Чернея |на черной| скале.

«Тамара», М. Ю. Лермонтов.

Анапестическая стопа

В этой стопе, также состоящей из трёх слогов, ударение падает на последний, третий слог. Так, если размер стихотворения, трёхстопный анапест, как в примере ниже, то ударными будут третий, шестой и девятый слоги.

Я спросил| у свобод|ного Вет|ра,
Что мне сде|лать, чтоб быть| молодым.
Мне отве|тил игра|ющий Ве|тер
«Будь воздуш|ным, как ве|тер, как дым

«Завет бытия», К. Д. Бальмонт.

В следующем отрывке ударения падают на третий, шестой, девятый и двенадцатый слоги:

Хороша| эта жен|щина в май|ском зака|те,
Шелковис|тые пря|ди волос| в ветерке|,
И горе|нье жела|нья в цветах|, в арома|те,
И далё|кая пес|ня гребца| на реке|.

«Минута», К. Д. Бальмонт.

Дактилическая стопа

В эту стопу также входят три слога, ударный – первый из них. Если строка выглядит так, как в следующих отрывках, то ударения будут падать на первый, четвёртый и седьмой слоги.

Слёзы? Мы| плачем о |тёмной пе|редней,
Где канде|лябра ни|кто не за|жёг;
Плачем о |том, что на |крыше со|седней
Стаял сне|жок;

«Слёзы», М. И. Цветаева.

Медленно|, тяжко и |верно
В чёрную| ночь ухо|дя,
Полный на|дежды без|мерной,
Слово мо|литвы твер|дя,
Знаю — мо|литва по|может
Ясной на|дежде все|гда,
Тяжкая| верность за|ложит
Медленный| камень тру|да.

«Медленно, тяжко и верно…», А. А. Блок.

В силлабо-тонической метрике принято, чтобы в рамках одного стихотворения соблюдался один и тот же размер. Однако это правило регулярно нарушается, но нельзя сказать, что стихи, содержащие различные стопы в рамках одной стопы, являются неблагозвучными. Скорее наоборот, литература знает примеры подобных произведений, которые очень мелодичны и выразительны. Вот несколько таких отрывков:

Жду я|, тревогой| объят,
Жду тут| на самом| пути:
Этой| тропой че|рез сад
Ты о|бещалась| прийти.

«Жду я, тревогой объят…», А. А. Фет.

Здесь видим симметричное сочетание хореических, амфибрахических и ямбических стоп.

Голубя| ко мне не| присылай,
Писем бес|покойных| не пиши,
Ветром мар|товским в ли|цо не вей.
Я вошла| вчера в зе|лёный рай

«Милому», А. А. Ахматова.

В этом отрывке аналогичная структура, только вместо хореических и ямбических стоп использованы стопы дактиля и анапеста.

Таким образом, даже кажущаяся строгой система силлабо-тонического стихосложения допускает отступления от правил. В результате могут получаться не менее элегантные и ритмичные стихотворения, нежели при неукоснительном следовании метру. Этим пользуются современные авторы, которые не стесняются экспериментировать и создавать оригинальные поэтические произведения.



Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Вяземский; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах