Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Размеры, метры, стопы

Стопа

Когда мы читаем стихотворение, мы невольно обращаем внимание на его ритмичность и мелодичность. За эти качества поэтического текста отвечает его размер и метр – характеристики, отражающие количество ударений и их место в строке. В основе метра лежит деление строки или стиха на структурные единицы, называемые стопами.

Понятие «стопа» пришло к нам из Древней Греции VIII-VII веков до нашей эры. Оно восходит к слову «πούς» («pous»), которое так и переводится – «стопа». Считается, что использование именно этого слова указывает на взаимосвязь между танцем (где активно задействованы стопы, как часть ног), музыкой и поэзией.

В античной метрике (системе стихосложения) под стопой понималась часть стиха, содержащая слабую и сильную доли. Сильная доля называлась арсис, а слабая – тесис. Отличие этих долей заключалось в икте (ритмическом ударении) и долготе звука; в сильной доле, определяющейся иктом, слог звучал долго, в слабой, соответственно, коротко.

Сегодня мы пользуемся такими словами и выражениями, как «ямбическая стопа», «хореическая стопа», «дактиль», «анапест», «амфибрахий», «пиррихий», «спондей» и т. д. Все они также были заимствованы из античного стихосложения. Но в русской силлабо-тонической поэзии понятие «стопа» было адаптировано по-своему. Этот термин определяется как группа из одного ударного и одного либо двух безударных слогов.

В русской силлабо-тонической метрике наибольшее распространение получили такие стопы, как ямб, хорей, амфибрахий, анапест и дактиль. Рассмотрим их в виде схем, где символом «!» обозначим ударный слог, а «_» – безударный.

  • Ямб: _ !
  • Хорей: ! _
  • Дактиль: ! _ _
  • Амфибрахий: _ ! _
  • Анапест: _ _ !

Приведём примеры для каждого вида стоп.

Ямбическая стопа

В такой стопе ударным является второй слог. Соответственно, если, например, строка состоит из пяти стоп, то ударными будут второй, четвёртый, шестой, восьмой и десятый слоги. Использование этой стопы характерно для творчества поэтов Золотого века русской поэзии. Вот яркий пример пятистопного ямба:

Мой дом| везде|, где есть| небес|ный свод,
Где толь|ко слыш|ны зву|ки пе|сен,
Всё, в чём| есть иск|ра жиз|ни, в нём| живёт,
Но для| поэ|та он| не те|сен.

«Мой дом», М. Ю. Лермонтов.

Важно заметить, что ударение может находиться не в каждой стопе. Вот пример стихотворения, написанного четырёхстопным ямбом, в котором не каждый второй слог является ударным:

Высо|ко над| семьегор,
Казбек|, твой царст|венный| шатер
Сия|ет веч|ными| луча|ми.
Твой мо|настырь| за об|лака|ми,
Как в не|бе ре|ющий| ковчег,
Парит|, чуть вид|ный, над| гора|ми.

«Монастырь на Казбеке», А. С. Пушкин.

Здесь видим, что, например, во второй и последующих строках некоторые стопы вообще не имеют ударения. Такое явление называется пиррихием. В античной метрике так назывался отдельный метр, но в русском силлабо-тоническом стихосложении этим термином обозначают пропуск ударения в стопе.

Спондей – явление, противоположное пиррихию. В этом случае в двухсложной стопе будут соседствовать два ударных слога подряд. Самым ярким примером спондея является отрывок из поэмы «Полтава» Александра Сергеевича Пушкина (размер – четырёхстопный ямб):

Швед, рус|ский – ко|лет, ру|бит, ре|жет.
Бой ба|рабан|ный, кли|ки, скре|жет,
Гром пу|шек, то|пот, ржа|нье, стон,
И смерть|, и ад| со всех| сторон.

Следует отметить, что исследователи склонны считать спондей самостоятельным размером.

Хореическая стопа

Такая стопа характеризуется ударением на первом слоге. Допустим, строка стихотворения насчитывает четыре стопы. Тогда ударными будут нечётные слоги – первый, третий, пятый и седьмой. Вот отрывок из «Колыбельной песни», написанной Аполлоном Николаевичем Майковым, который является наглядным примером такого расположения ударений:

Спи, ди|тя мо|ё, у|сни!
Сладкий| сон к се|бе ма|ни:
В няньки| я те|бе взя|ла
Ветер|, солнце| и ор|ла.

Следующий фрагмент написан четырёхстопным хореем, поэтому ударения в строках падают на первый, третий, пятый и седьмой слоги.

Тёплый| ветер| тихо| веет,
Жизнью| свежей| дышит| степь,
И кур|ганов| зеле|неет
Убе|гаю|щая| цепь.

«Тёплый ветер тихо веет…», А. А. Фет.

Амфибрахическая стопа

Амфибрахическая стопа состоит из трёх слогов. Ударным из них является второй. Таким образом, если в строке содержится три стопы, то ударными будут второй, пятый и восьмой слоги. Приведём пример такой структуры стихотворения:

В глубокой| теснине| Дарьяла,
Где роет|ся Терек| во мгле,
Старинна|я башня| стояла,
Чернея |на черной| скале.

«Тамара», М. Ю. Лермонтов.

Анапестическая стопа

В этой стопе, также состоящей из трёх слогов, ударение падает на последний, третий слог. Так, если размер стихотворения, трёхстопный анапест, как в примере ниже, то ударными будут третий, шестой и девятый слоги.

Я спросил| у свобод|ного Вет|ра,
Что мне сде|лать, чтоб быть| молодым.
Мне отве|тил игра|ющий Ве|тер
«Будь воздуш|ным, как ве|тер, как дым

«Завет бытия», К. Д. Бальмонт.

В следующем отрывке ударения падают на третий, шестой, девятый и двенадцатый слоги:

Хороша| эта жен|щина в май|ском зака|те,
Шелковис|тые пря|ди волос| в ветерке|,
И горе|нье жела|нья в цветах|, в арома|те,
И далё|кая пес|ня гребца| на реке|.

«Минута», К. Д. Бальмонт.

Дактилическая стопа

В эту стопу также входят три слога, ударный – первый из них. Если строка выглядит так, как в следующих отрывках, то ударения будут падать на первый, четвёртый и седьмой слоги.

Слёзы? Мы| плачем о |тёмной пе|редней,
Где канде|лябра ни|кто не за|жёг;
Плачем о |том, что на |крыше со|седней
Стаял сне|жок;

«Слёзы», М. И. Цветаева.

Медленно|, тяжко и |верно
В чёрную| ночь ухо|дя,
Полный на|дежды без|мерной,
Слово мо|литвы твер|дя,
Знаю – мо|литва по|может
Ясной на|дежде все|гда,
Тяжкая| верность за|ложит
Медленный| камень тру|да.

«Медленно, тяжко и верно…», А. А. Блок.

В силлабо-тонической метрике принято, чтобы в рамках одного стихотворения соблюдался один и тот же размер. Однако это правило регулярно нарушается, но нельзя сказать, что стихи, содержащие различные стопы в рамках одной стопы, являются неблагозвучными. Скорее наоборот, литература знает примеры подобных произведений, которые очень мелодичны и выразительны. Вот несколько таких отрывков:

Жду я|, тревогой| объят,
Жду тут| на самом| пути:
Этой| тропой че|рез сад
Ты о|бещалась| прийти.

«Жду я, тревогой объят…», А. А. Фет.

Здесь видим симметричное сочетание хореических, амфибрахических и ямбических стоп.

Голубя| ко мне не| присылай,
Писем бес|покойных| не пиши,
Ветром мар|товским в ли|цо не вей.
Я вошла| вчера в зе|лёный рай

«Милому», А. А. Ахматова.

В этом отрывке аналогичная структура, только вместо хореических и ямбических стоп использованы стопы дактиля и анапеста.

Таким образом, даже кажущаяся строгой система силлабо-тонического стихосложения допускает отступления от правил. В результате могут получаться не менее элегантные и ритмичные стихотворения, нежели при неукоснительном следовании метру. Этим пользуются современные авторы, которые не стесняются экспериментировать и создавать оригинальные поэтические произведения.



Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.

Маяковский не здоровался за руку (в крайних случаях использовал платок). Причина: отец поэта умер от сепсиса, после укола булавкой.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах