Как писать стихи

«Слезы» М. Цветаева


«Слезы» Марина Цветаева

Слёзы? Мы плачем о тёмной передней,
Где канделябра никто не зажёг;
Плачем о том, что на крыше соседней
Стаял снежок;

Плачем о юных, о вешних берёзках,
О несмолкающем звоне в тени;
Плачем, как дети, о всех отголосках
В майские дни.

Только слезами мы путь обозначим
В мир упоений, не данный судьбой…
И над озябшим котёнком мы плачем,
Как над собой.

Отнято всё, — и покой и молчанье.
Милый, ты много из сердца унёс!
Но не сумел унести на прощанье
Нескольких слёз.

Анализ стихотворения Цветаевой «Слезы»

Стихотворение Марины Ивановны Цветаевой «Слёзы» помещено в вышедший в 1912 году сборник «Волшебный фонарь». Оно состоит из четырёх четверостиший, написанных дактилем. Рифма перекрёстная. Строфа имеет оригинальную структуру – три первых строки длинные, состоящие из четырёх стоп, а последняя – короткая (две стопы).

Первым же предложением поэтесса обозначает тему стихотворения. «Слёзы?» – спрашивает она будто в ответ на чей-то неожиданный вопрос. А затем принимается рассказывать о том, отчего мы, люди, можем проливать потоки солёной влаги. Нужно сказать, что в произведении Марина Ивановна говорит от первого лица, становясь лирической героиней. Это её причины рыдать мы исследуем в этом печальном и вместе с тем спокойном стихотворении.

О чём же плачет молодая девушка? Поэтесса перечисляет вещи, способные растрогать её. Среди них незажжённые свечи в тёмной прихожей, капель с соседней крыши, молодые берёзы, пение птиц, замёрзший котёнок… Читатель может удивиться такой сентиментальности. Конечно, сложно не испытать жалость при виде маленького зверька, попавшего в беду, но проливать слёзы по растаявшему снегу?! Не слишком ли это даже для чувствительной барышни?

Но дочитав стихотворение до конца, мы поймём, что вовсе не сами эти обычные, на первый взгляд, вещи заставляют героиню плакать. Последняя строфа объясняет, почему ей так больно видеть всё это. Оказывается, дело в том, что девушка пережила болезненный разрыв с возлюбленным. По-видимому, их отношения длились достаточно долго и были весьма серьёзными. Думается, молодые люди даже жили вместе. Оттого-то так ранит героиню вид тёмной передней. Ведь раньше её встречал приветливый свет, сообщавший ей, когда она возвращалась домой, что любимый тоже дома и ждёт её. Но теперь некому позаботиться о ней.

Когда лирическая героиня видит, как обнажается крыша соседнего дома, как тонкие деревья покрываются нежными почками, как поют птицы, она, возможно, невольно вспоминает, как встречала весну с возлюбленным. Но теперь она одна, её сердце разбито, а потому вид возрождающейся природы причиняет только боль, ведь её собственная душа не может оправиться от удара. Неслучаен здесь образ бедного котёнка, который дрожит от холода, подобно сердцу героини, что трепещет от страданий.

Но жизненная трагедия не будет вечной. Поэтесса объясняет, что слёзы – это верный помощник. Они помогают излечиться от ран, унеся горе с собой. «Мир упоений» – так автор называет состояние покоя, наступающее после плача. По ласковому «милый», с которым героиня обращается к неверному возлюбленному, мы понимаем, что она простила его. А значит её скоро её боль утихнет.

Метки:


Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Вяземский; Гиппиус; Гумилев; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах