Лексика высокого стиля
Из школьного курса литературы многие из нас могут помнить, что в XVIII веке существовала особая теория, предписывавшая авторам писать произведения некоторых жанров строго определённым стилем. Так, торжественные оды и героические поэмы надлежало создавать только посредством высокого штиля (стиля). Но что такое высокий стиль? Какая лексика в него входила?
Теория трёх штилей, о которой идёт речь выше, была разработана выдающимся русским учёным Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Этот талантливый исследователь и поэт стоял у истоков отечественной классической поэзии. Изучая русский язык, Михаил Васильевич обнаружил, что на территории России говорят на большом количестве наречий и диалектов. Это накладывало отпечаток и на литературную речь, в которой соседствовали устаревшие старорусские и церковнославянские слова и варваризмы, сложные официальные конструкции и просторечия. Всё это делало литературу тяжеловесной, трудной для понимания.
Ломоносов осознавал, что такая ситуация требует упорядочения и разработки точной и ясной системы языковых средств. Для этого учёный разбил все слова русского языка на три большие группы.
- В первую вошли слова, имеющие славянское происхождение – «взирать», «бог», «доблестный», «почитать», «слава», «истина», «созидание», «возмездие», «великолепие» и др.
- Ко второй группе относились малоупотребительные и устаревшие или «обветшавшие», как их называл сам Ломоносов в своих трудах, слова («свене», «рясны», «обаваю», «отверзаю» и др.).
- В третью группу исследователь включил исконно русские слова, присутствующие в разговорной речи – «ручей», «пока», «говорю», «лишь» и т. д.
За пределами системы оказались вульгаризмы и прочие непристойные выражения.
На основе этих групп Михаил Васильевич разработал три штиля – высокий, средний и низкий. Термин «штиль» здесь можно воспринимать как совокупность тропов, языковых средств, приёмов и особенностей построения речи, характерную для определённого жанра. Ломоносов разграничивал штили по принципу «пристойности материй». О высоких материях предписывалось писать в высоком жанре с использованием высокой лексики. «Низкие», приземлённые и бытовые темы могли быть освещены с помощью соответствующего языка. Вот как учёный распределил жанры:
- Высокий стиль: задействуются слова из первой и второй групп. Применяется в героических поэмах, ораторской, праздничной, патриотической речи, трагедиях и одах.
- Средний стиль: основан на лексике второй группы при умеренном добавлении слов из первой и третьей. Рекомендуется для использования в стихотворных посланиях, элегиях, эклогах, драмах, прозаических пьесах, сатире, научных трактатах и художественной прозе.
- Низкий стиль: составляется из слов третьей группы, допускается употребление лексики второй группы и простонародных слов. Пригоден для создания эпиграмм, комедий, писем, басен, песен, бытового повествования.
Понятно, что речь высокого штиля была наиболее торжественной, величавой и пафосной. В ней могли содержаться фразеологические старославянизмы – «беречь как зеницу ока», «исчадие ада», «земля обетованная», «зарыть талант в землю» и т. д. Такие произведения были богаты на восклицания («Да восторжествует истина!») и риторические вопросы («А судьи кто?»). Для придания эмоциональности присутствовали умолчания, выраженные многоточиями. Для высокого стиля характерен ограниченный набор тем. Его применяли в речах о выдающихся деятелях и их поступках, о политике, религии, патриотизме, самопожертвовании и подвигах. Не принято было использовать высокий стиль при разговоре о быте, обыкновенных вещах и повседневной жизни.
Теория трёх штилей Ломоносова не играет настолько большой роли в современном русском языке и литературе. Сегодня мы пользуемся иным делением лексики и различаем речь научного, официально-делового, публицистического, разговорного и художественного стилей. Высокая, книжная лексика используется в произведениях гораздо реже, нежели в XVIII – XIX столетиях и часто смешивается с нейтральной и разговорной.