«Утро» Я. Полонский
Вверх, по недоступным
Крутизнам встающих
Гор, туман восходит
Из долин цветущих;
Он, как дым, уходит
В небеса родные,
В облака свиваясь
Ярко-золотые –
И рассеиваясь.
Луч зари с лазурью
На волнах трепещет;
На востоке солнце,
Разгораясь, блещет.
И сияет утро,
Утро молодое…
Ты ли это, небо
Хмурое, ночное?
Ни единой тучки
На лазурном небе!
Ни единой мысли
О насущном хлебе!
О, в ответ природе
Улыбнись, от века
Обречённый скорби
Гений человека!
Улыбнись природе!
Верь знаменованью!
Нет конца стремленью –
Есть конец страданью!
1845 г.
Анализ стихотворения Полонского «Утро»
Поэзию Якова Петровича Полонского (1819 – 1898) современники относили к романтическому направлению, хотя литератор и старался писать злободневные произведения, прославляющие свободу и человеческий гений. Критики отмечали, что поэту удаётся удивительно непринуждённо складывать слова в строки, не обращая внимания на законы стихосложения. Всё это – и романтичность сюжетов вкупе с прогрессивными идеями, и талант создавать лёгкие изящные стихотворения, проявляется в произведении «Утро».
Это стихотворение было создано в 1845 году. Якову Петровичу на тот момент было всего 26 лет, и его юношеский восторг хорошо чувствуется в строках. Хотя бы сама тема произведения полностью передаёт настроение автора – лирического героя: утро – это свежесть, молодость. Незамутнённый избыточностью фраз и правил, поэтический талант молодого Полонского позволил ему, оперируя короткими высказываниями воссоздать атмосферу весеннего утра.
Что заставляет думать, что речь идёт о весне? Автор использует в стихотворении самые свежие и лёгкие эпитеты и образы. Вот поэт, как одарённый живописец, рисует пейзаж:
Вверх, по недоступным
Крутизнам встающих
Гор, туман восходит
Из долин цветущих…
В воображении читающего сразу возникают величественные горы, простираются вдаль прохладные долины, усеянные нежными цветами. Воздух напоён влагой, как бывает ранней весной.
Стихотворение полнится сочными красками:
В облака свиваясь
Ярко-золотые…
Ни единой тучки
На лазурном небе!
Лёгкость поэтического стиля проявляется в обращении со словом. Если оно не умещается в одной строке, поэт изящно переносит его в следующую, где оно идеально вписывается в размер:
Крутизнам встающих
Гор, туман восходит…
Поэт вольно поступает и с ударениями: если оно падает в слове на один слог, но это мешает ритму, то автор легко переносит его на другой, где оно совершенно не портит впечатления от строки.
Преподнеся зрителям-читателям великолепную картину сверкающего (поэт использует самые разные глаголы, чтобы передать блеск природы – «солнце блещет», «утро сияет»), поэт обращает внимание на личность человека:
О, в ответ природе
Улыбнись, от века
Обречённый скорби
Гений человека!
Автор признаёт, что существует некая судьба, сулящая человеку несчастье, но также он верит, что личности под силу разрушить эти злые чары. Он предлагает раскрыть сердце природе, найти в ней прекрасное и с его помощью прекратить страдания. Главное, что нужно делать, по мнению молодого поэта, – это продолжать стараться, прилагать усилия:
Нет конца стремленью –
Есть конец страданью!
В этом почти философском размышлении о человеческой жизни заключается прогрессивный настрой Якова Петровича, гармонично сочетающийся с романтическим взглядом на природу.