Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Разновидности стихотворений, строфы, твердые формы, жанры

Хокку (хайку)

Каждый, кто когда-либо интересовался культурой Японии, рано или поздно обращался к поэзии этой страны. И обычно произведения вызывают у таких читателей смешанные чувства. Это неудивительно, ведь японская поэзия очень необычна. В ней удивительным образом сочетаются краткость, выразительность и загадочность. Пожалуй, одним из самых ярких примеров, где эти свойства раскрываются в полной мере, является жанр хокку или хайку. Рассмотрим, что он собой представляет.

Слово «хо́кку» переводится с японского языка как «начальная песнь». Сейчас под этим термином понимают самостоятельное трёхстрочное нерифмованное стихотворение, включающее в себя семнадцать слогов, распределяющихся по схеме 5-7-5. Раньше же так называли первые три строки танка или рэнга (жанр старинной японской поэзии). Только в XIX веке японский поэт и литературный критик Масаока Сики предложил термин «ха́йку», чтобы разграничить эти понятия. На сегодняшний день в русской стиховедческой литературе используются оба термина. Мы будем чаще пользоваться словом «хайку».

Стихотворения этого жанра следует относить к твёрдым формам, так как их структура и композиция чаще всего не меняется. Оригинальные японские хайку записывались в один столбец, но постепенно поэты стали вносить изменения, однако общий принцип построения сохранялся. Более того, классическая форма предполагает единство темы. Центральный образ – это какое-либо природное явление, которое сравнивается с событием человеческой жизни. Часто в стихах присутствует указание на время года. Традиционно хайку пишется только в настоящем времени и не имеет названия.

Такие стихи – это яркий пример силлабической поэзии, эти произведения не имеют рифмы. Количество слов, с помощью которых автор формирует образ очень ограничено. В хайку ярко проявилась одна из особенностей японской культуры, а именно: склонность к чёткости и краткости. Красивыми считаются те стихи, в которых нет ничего лишнего, но каждое слово при этом помогает создать завершённый эффектный образ.

В сборниках хайку каждое стихотворение печатается на отдельной странице. В некоторых случаях поэтические строки дополняются лаконичной зарисовкой. Так делается для того, чтобы читатель смог неспешно воспроизвести в своём сознании образы из стиха, обдумать их, насладиться атмосферой произведения.

История хайку как самостоятельного жанра берёт начало примерно в XV столетии. Прежде японская поэзия была уделом благородных образованных людей и профессиональных поэтов, она была ограничена сводом правил и указаний. Благодаря новизне жанр хайку не успел обрасти такими регламентациями, поэтому авторы имели большую свободу в изложении своих мыслей. Эта вольность проявлялась, например, в диапазоне тем. Поэты нового жанра могли обращаться к социальным вопросам, использовать комические мотивы и образы. Так хайку стал более демократизированным жанром, который по сей день популярен в японской культуре.

Самыми известными авторами считаются Мацуо Басё (1644 – 1694 гг.), Кобаяси Исса (1763 – 1827 гг.), Ёса Бусон (1716 – 1783 гг.), Тиё (1703 – 1775 гг.), Рансэцу (1654 – 1707 гг.). Вот несколько стихов, созданных этими поэтами (перевод В. Н. Марковой):

От этой ивы
Начинается сумрак вечерний.
Дорога в поле.

Ёса Бусон.

Эй, не уступай,
Тощая лягушка!
Исса за тебя.

Кобаяси Исса.

И осенью хочется жить
Этой бабочке: пьёт торопливо
С хризантемы росу.

Мацуо Басё.

Я в полночь посмотрел:
Переменила русло
Небесная река.

Рансэцу.

Удочка в руке.
Чуть коснулась лески
Летняя луна.

Тиё.

Как видим, даже среди приведённых стихотворений встречаются и юмористические, как, например, хайку Кобаяси Иссы, посвящённое «сражению» лягушек, подсмотренному поэтом в дороге, и нежные лиричные строки.

Не всегда японские произведения переводятся на русский язык с полным сохранением структуры. Более того, не все поэты придерживаются схемы 5-7-5 и определённого количества слогов. Тем не менее жанр хайку остаётся популярным и сейчас. Некоторые телеканалы используют короткие стихи для анонсирования новостей, хайку изучают и сочиняют в школах. Жанр распространился за пределы Страны восходящего солнца, и некоторые авторы и сегодня создают подражания хайку на родных языках.

апрель
в каждой строке опечатка
у молоденькой машинистки

Олеся Кривцова.

Ветер звуки уносит –
Плачет флейта,
Звёздным простором дыша.

Андрей Соболев.




pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах