Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Разновидности стихотворений, строфы, твердые формы, жанры

Хокку (хайку)

Каждый, кто когда-либо интересовался культурой Японии, рано или поздно обращался к поэзии этой страны. И обычно произведения вызывают у таких читателей смешанные чувства. Это неудивительно, ведь японская поэзия очень необычна. В ней удивительным образом сочетаются краткость, выразительность и загадочность. Пожалуй, одним из самых ярких примеров, где эти свойства раскрываются в полной мере, является жанр хокку или хайку. Рассмотрим, что он собой представляет.

Слово «хо́кку» переводится с японского языка как «начальная песнь». Сейчас под этим термином понимают самостоятельное трёхстрочное нерифмованное стихотворение, включающее в себя семнадцать слогов, распределяющихся по схеме 5-7-5. Раньше же так называли первые три строки танка или рэнга (жанр старинной японской поэзии). Только в XIX веке японский поэт и литературный критик Масаока Сики предложил термин «ха́йку», чтобы разграничить эти понятия. На сегодняшний день в русской стиховедческой литературе используются оба термина. Мы будем чаще пользоваться словом «хайку».

Стихотворения этого жанра следует относить к твёрдым формам, так как их структура и композиция чаще всего не меняется. Оригинальные японские хайку записывались в один столбец, но постепенно поэты стали вносить изменения, однако общий принцип построения сохранялся. Более того, классическая форма предполагает единство темы. Центральный образ – это какое-либо природное явление, которое сравнивается с событием человеческой жизни. Часто в стихах присутствует указание на время года. Традиционно хайку пишется только в настоящем времени и не имеет названия.

Такие стихи – это яркий пример силлабической поэзии, эти произведения не имеют рифмы. Количество слов, с помощью которых автор формирует образ очень ограничено. В хайку ярко проявилась одна из особенностей японской культуры, а именно: склонность к чёткости и краткости. Красивыми считаются те стихи, в которых нет ничего лишнего, но каждое слово при этом помогает создать завершённый эффектный образ.

В сборниках хайку каждое стихотворение печатается на отдельной странице. В некоторых случаях поэтические строки дополняются лаконичной зарисовкой. Так делается для того, чтобы читатель смог неспешно воспроизвести в своём сознании образы из стиха, обдумать их, насладиться атмосферой произведения.

История хайку как самостоятельного жанра берёт начало примерно в XV столетии. Прежде японская поэзия была уделом благородных образованных людей и профессиональных поэтов, она была ограничена сводом правил и указаний. Благодаря новизне жанр хайку не успел обрасти такими регламентациями, поэтому авторы имели большую свободу в изложении своих мыслей. Эта вольность проявлялась, например, в диапазоне тем. Поэты нового жанра могли обращаться к социальным вопросам, использовать комические мотивы и образы. Так хайку стал более демократизированным жанром, который по сей день популярен в японской культуре.

Самыми известными авторами считаются Мацуо Басё (1644 – 1694 гг.), Кобаяси Исса (1763 – 1827 гг.), Ёса Бусон (1716 – 1783 гг.), Тиё (1703 – 1775 гг.), Рансэцу (1654 – 1707 гг.). Вот несколько стихов, созданных этими поэтами (перевод В. Н. Марковой):

От этой ивы
Начинается сумрак вечерний.
Дорога в поле.

Ёса Бусон.

Эй, не уступай,
Тощая лягушка!
Исса за тебя.

Кобаяси Исса.

И осенью хочется жить
Этой бабочке: пьёт торопливо
С хризантемы росу.

Мацуо Басё.

Я в полночь посмотрел:
Переменила русло
Небесная река.

Рансэцу.

Удочка в руке.
Чуть коснулась лески
Летняя луна.

Тиё.

Как видим, даже среди приведённых стихотворений встречаются и юмористические, как, например, хайку Кобаяси Иссы, посвящённое «сражению» лягушек, подсмотренному поэтом в дороге, и нежные лиричные строки.

Не всегда японские произведения переводятся на русский язык с полным сохранением структуры. Более того, не все поэты придерживаются схемы 5-7-5 и определённого количества слогов. Тем не менее жанр хайку остаётся популярным и сейчас. Некоторые телеканалы используют короткие стихи для анонсирования новостей, хайку изучают и сочиняют в школах. Жанр распространился за пределы Страны восходящего солнца, и некоторые авторы и сегодня создают подражания хайку на родных языках.

апрель
в каждой строке опечатка
у молоденькой машинистки

Олеся Кривцова.

Ветер звуки уносит –
Плачет флейта,
Звёздным простором дыша.

Андрей Соболев.



Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах