Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Луна» А. Дельвиг

Я вечером с трубкой сидел у окна;
Печально глядела в окошко луна;

Я слышал: потоки шумели вдали;
Я видел: на холмы туманы легли.

В душе замутилось, я дико вздрогнул:
Я прошлое живо душой вспомянул!

В серебряном блеске вечерних лучей
Явилась мне Лила, веселье очей.

Как прежде, шепнула коварная мне:
«Быть вечно твоею клянуся луне».

Как прежде, за тучи луна уплыла,
И нас разлучила неверная мгла.

Из трубки я выдул сгоревший табак,
Вздохнул и на брови надвинул колпак.

Дата создания: 1821 или 1822 г.

Анализ стихотворения Дельвига «Луна»

Стихотворение «Луна» написано в 1822 году, когда А. А. Дельвиг выполнял скучные обязанности библиотекаря в Императорской публичной библиотеке, но не особо усердствовал в этом. Тема стихотворения ясно обозначает пережитую любовную драму.

Его украшают следующие средства художественной выразительности:

  • инверсия – «глядела луна», «явилась Лила (экзотическое имя женщины, скорее всего, вымышлено)», «прошлое живо … вспомянул», «быть вечно твоею», «разлучила мгла», «из трубки я выдул…» – обусловлена необходимостью рифмовки;
  • олицетворения – «луна глядела печально», «луна уплыла», «потоки шумели», «туманы легли», «мгла разлучила» – делают явления природы и чувства автора понятными читателю, зримыми;
  • лексический повтор – «Я слышал…, я видел…», «…я вздрогнул: я …вспомянул» – делает акцент на личности автора, придает тексту исповедальный характер;
  • синтаксический параллелизм – «…слышал: … шумели; видел: … легли» – единообразно строя предложения, автор подчеркивает, что жизнь монотонна, она протекает где-то вдали, мимо лирического героя, которого ничто не занимает;
  • необычные ударения – «на холмы», «вздрогнул» – используются для обеспечения ритмики стиха;
  • синекдоха – «вспомянул душой», «веселье очей» – позволяет сократить текст при описании чувств, выделив ключевое слово;
  • немногочисленные эпитеты – «серебряный блеск», «неверная (обманчивая) мгла» – увеличивают образность произведения;
  • парцелляция (членение предложение) – «…выдул табак. Вздохнул…» – создает смысловой акцент на каждой выделенной части;
  • ряд однородных членов предложения – «выдул, вздохнул, надвинул» – наряду с лаконизмом изложения отражает разочарование и отчаяние, которые поэт пытается скрыть за обыденными действиями;
  • симплока (повторение слов в смежных стихах или фразах) – «в душе замутилось, … живо душой вспомянул».

Оборот «надвинул колпак (мужской домашний головной убор)» имеет глубокий символический подтекст. Употребляя его, поэт подчеркивает, что лирический герой (за которым легко угадывается сам автор) отгораживается от тягостных, ранящих душу воспоминаний, погружается в быт, не желая более обманываться романтическим мифом. Упоминание о колпаке можно трактовать и как признание себя обманутым, одураченным, околпаченным.

Стихотворение ярко рисует меланхолическое настроение лирического героя. Неверная, изменчивая луна четко ассоциируется с неверной возлюбленной. В лунном свете герою видится призрак женщины. И чувства к ней явно не угасли – воспоминание мучительно и буквально обжигает лирического героя.

Метки:

Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах