Парцелляция
Несмотря на тенденцию к сокращению времени на произношение слов, даже в повседневном общении мы стараемся делать более-менее развёрнутые высказывания. Редко можно услышать что-то подобное:
«Я проснулся. Почистил зубы. Заварил кофе. Пошёл. На работу».
Чаще мы связываем такие отрывистые предложения воедино:
«Я проснулся и почистил зубы, потом заварил кофе и пошёл на работу».
Две этих длинных фразы звучат мягче и благозвучнее, однако это не значит, что первый вариант недопустим. Более того, такие краткие резкие предложения, следующие друг за другом, широко применяются в литературе. Этот приём называется парцелляция. Рассмотрим подробнее, что это такое и для чего применяется.
Термин «парцелляция» восходит к латинскому слову «particula», что означает «частица». Под ним в литературоведении понимают стилистический приём членения одной синтаксической конструкции на несколько отдельных отрезков. Каждая единица оформляется как самостоятельное предложение и в речи выражается соответственно с помощью пауз.
В структуре парцеллированной конструкции исследователи выделяют такие компоненты, как базовая часть (основа) и парцеллят. К последнему относят образованные в результате деления сложного предложения элементы. Их может быть несколько, и они грамматически и по смыслу связаны с основной частью, хотя и имеют свои особенности.
Российский лингвист А. П. Сковородников, исследуя это явление, выделял следующие функции:
- Изобразительная. Она применяется для создания эффекта замедления действия, акцентирования внимания на отдельных деталях, усиления контраста между ними, создания пауз и выделения важных образов.
- Эмоционально-выразительная. С её помощью передаются оттенки переживаний лирических героев.
- Характерологическая. Эта функция реализуется при имитации внутреннего монолога персонажа, подражании отрывистой разговорной речи, изображении неуверенного поведения героя и т. д.
- Экспрессивно-грамматическая, выражающаяся в изменении синтаксических отношений между составными частями предложения.
Парцелляция на письме может оформляться с помощью точек, запятых, тире и других знаков препинания.
Думается, что чаще парцелляцию можно встретить в прозаическом произведении. Структура такого текста больше располагает для формирования парцеллированных конструкций, поскольку не ограничена продолжительностью стиха или размером. Привёдем несколько примеров.
– Прошу на стол мою трудовую книжку. Без бюрократства. Без этих, знаете, штучек.
«Ноль-ноль целых», В. М. Шукшин.
В этом отрывке с помощью парцелляции выражается решительность персонажа.
Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет.
«Генерал Малафейкин», В. М. Шукшин.
«Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса».
«Рубашка», Е. В. Гришковец.
Здесь посредством парцелляции проиллюстрировано трепетное отношение лирического героя к любимой вещи. То же самое можно сказать и о следующем отрывке.
Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по нёбу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та.
«Лолита», В. В. Набоков.
Пожалуй, самым известным примером парцелляции в поэзии является стихотворение А. А. Блока:
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.Умрёшь – начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Здесь благодаря этому приёму внимание читателя по очереди выхватывает из общей картины отдельные образы. Кроме того, с помощью парцелляции создаётся впечатление замедления времени.
Вот ещё несколько примеров употребления парцелляции в стихотворной речи:
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.«Во всём мне хочется дойти…», Б. Л. Пастернак.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», О. Э. Мандельштам.
Людьми пустыми дорожил!
Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом!
Танцовщицу держал! и не одну:
Трёх разом!
Пил мёртвую! не спал ночей по девяти!
Все отвергал: законы! совесть! веру!«Горе от ума», А. С. Грибоедов.
Здесь парцелляция призвана передать нервное напряжение, возбуждённое состояние персонажа.
Как видим, парцелляция – многофункциональный приём, который помогает не только усиливать эмоциональность и выразительность речи, но и придавать характерам персонажей особые черты, перемещать внимание читателя к важным образам, замедлять или, наоборот, ускорять, ход времени в произведении.