Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Справочник для учащихся и начинающих авторов » Поэтические приёмы

Парцелляция

Несмотря на тенденцию к сокращению времени на произношение слов, даже в повседневном общении мы стараемся делать более-менее развёрнутые высказывания. Редко можно услышать что-то подобное:

«Я проснулся. Почистил зубы. Заварил кофе. Пошёл. На работу».

Чаще мы связываем такие отрывистые предложения воедино:

«Я проснулся и почистил зубы, потом заварил кофе и пошёл на работу».

Две этих длинных фразы звучат мягче и благозвучнее, однако это не значит, что первый вариант недопустим. Более того, такие краткие резкие предложения, следующие друг за другом, широко применяются в литературе. Этот приём называется парцелляция. Рассмотрим подробнее, что это такое и для чего применяется.

Термин «парцелляция» восходит к латинскому слову «particula», что означает «частица». Под ним в литературоведении понимают стилистический приём членения одной синтаксической конструкции на несколько отдельных отрезков. Каждая единица оформляется как самостоятельное предложение и в речи выражается соответственно с помощью пауз.

В структуре парцеллированной конструкции исследователи выделяют такие компоненты, как базовая часть (основа) и парцеллят. К последнему относят образованные в результате деления сложного предложения элементы. Их может быть несколько, и они грамматически и по смыслу связаны с основной частью, хотя и имеют свои особенности.

Российский лингвист А. П. Сковородников, исследуя это явление, выделял следующие функции:

  • Изобразительная. Она применяется для создания эффекта замедления действия, акцентирования внимания на отдельных деталях, усиления контраста между ними, создания пауз и выделения важных образов.
  • Эмоционально-выразительная. С её помощью передаются оттенки переживаний лирических героев.
  • Характерологическая. Эта функция реализуется при имитации внутреннего монолога персонажа, подражании отрывистой разговорной речи, изображении неуверенного поведения героя и т. д.
  • Экспрессивно-грамматическая, выражающаяся в изменении синтаксических отношений между составными частями предложения.

Парцелляция на письме может оформляться с помощью точек, запятых, тире и других знаков препинания.

Думается, что чаще парцелляцию можно встретить в прозаическом произведении. Структура такого текста больше располагает для формирования парцеллированных конструкций, поскольку не ограничена продолжительностью стиха или размером. Привёдем несколько примеров.

– Прошу на стол мою трудовую книжку. Без бюрократства. Без этих, знаете, штучек.

«Ноль-ноль целых», В. М. Шукшин.

В этом отрывке с помощью парцелляции выражается решительность персонажа.

Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет.

«Генерал Малафейкин», В. М. Шукшин.

«Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса».

«Рубашка», Е. В. Гришковец.

Здесь посредством парцелляции проиллюстрировано трепетное отношение лирического героя к любимой вещи. То же самое можно сказать и о следующем отрывке.

Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по нёбу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та.

«Лолита», В. В. Набоков.

Пожалуй, самым известным примером парцелляции в поэзии является стихотворение А. А. Блока:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь – начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Здесь благодаря этому приёму внимание читателя по очереди выхватывает из общей картины отдельные образы. Кроме того, с помощью парцелляции создаётся впечатление замедления времени.

Вот ещё несколько примеров употребления парцелляции в стихотворной речи:

Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

«Во всём мне хочется дойти…», Б. Л. Пастернак.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», О. Э. Мандельштам.

Людьми пустыми дорожил!
Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом!
Танцовщицу держал! и не одну:
Трёх разом!
Пил мёртвую! не спал ночей по девяти!
Все отвергал: законы! совесть! веру!

«Горе от ума», А. С. Грибоедов.

Здесь парцелляция призвана передать нервное напряжение, возбуждённое состояние персонажа.

Как видим, парцелляция – многофункциональный приём, который помогает не только усиливать эмоциональность и выразительность речи, но и придавать характерам персонажей особые черты, перемещать внимание читателя к важным образам, замедлять или, наоборот, ускорять, ход времени в произведении.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах