«Солдатская песня о Севастополе» А. Апухтин
Не веселую, братцы, вам песню спою,
Не могучую песню победы,
Что певали отцы в Бородинском бою,
Что певали в Очакове деды.
Я спою вам о том, как от южных полей
Поднималося облако пыли,
Как сходили враги без числа с кораблей
И пришли к нам, и нас победили.
А и так победили, что долго потом
Не совались к нам с дерзким вопросом,
А и так победили, что с кислым лицом
И с разбитым отчалили носом.
Я спою, как, покинув и дом и семью,
Шел в дружину помещик богатый,
Как мужик, обнимая бабенку свою,
Выходил ополченцем из хаты.
Я спою, как росла богатырская рать,
Шли бойцы из железа и стали,
И как знали они, что идут умирать,
И как свято они умирали!
Как красавицы наши сиделками шли
К безотрадному их изголовью,
Как за каждый клочок нашей русской земли,
Нам платили враги своей кровью;
Как под грохот гранат, как сквозь пламя и дым,
Под немолчные, тяжкие стоны
Выходили редуты один за другим,
Грозной тенью росли бастионы;
И одиннадцать месяцев длилась резня,
И одиннадцать месяцев целых
Чудотворная крепость, Россию храня,
Хоронила сынов ее смелых…
Пусть не радостна песня, что вам я пою,
Да не хуже той песни победы,
Что певали отцы в Бородинском бою,
Что певали в Очакове деды.
1869 г.
Анализ стихотворения Апухтина «Солдатская песня о Севастополе»
Стихотворение «Солдатская песня о Севастополе» написано в 1869 году. Оно посвящается славным событиям войны в Крыму 1853-1856 гг. и ярко иллюстрирует тот факт, что А. Н. Апухтин не только воспевал меланхолические розы и предавался излишествам, но не был чужд и патриотической тематике. Прошедшее со дня окончания войны десятилетие не стерло народной горечи от колоссальных людских потерь, и Апухтин как чуткий человек не мог не отозваться на общественный запрос.
Стихотворение недаром носит название песни – оно стилизовано под народный сказ. Его герой – коллективный, поскольку характер войны – всенародный. Произведение наполняет множество удивительных средств художественной выразительности:
- инверсия – «сходили враги», «с разбитым отчалили носом», «сынов своих смелых», «не веселую … вам песню», «шел … помещик богатый», «длилась резня», «выходили редуты», «платили враги», «одиннадцать месяцев целых», «красавицы наши» – придает тексту некую былинность и одновременно позволяет сформировать рифмовку;
- обращение – «братцы» – связывает читателя и героев-солдат узами братства, фиксирует внимание;
- контекстуальные синонимы – «дом и семья», «(не) веселая, могучая, радостная (песня)» – которые создают дополнительный акцент на характере песни;
- синтаксический параллелизм – «что певали отцы, что певали … деды», «и как знали…, и как … умирали…», «а и так победили…»;
- многосоюзие – «и пришли, и … победили», «и дом, и семью»;
- эпитеты – «могучая песня», «дерзкий вопрос», «кислое лицо», «богатырская рать», «безотрадное изголовье», «тяжкие стоны», «грозная тень», «чудотворная крепость (имеется в виду укрепленный Севастополь)»;
- синекдоха – «платили кровью», «выходили редуты (земляное укрепление)», «шли к изголовью»;
- метафоры – «облако пыли», «бойцы из железа и стали», «клочок земли», «тенью росли бастионы»;
- олицетворения – «росла рать», «росли бастионы (укрепленные, значительные по площади оборонительные участки)», «крепость хоронила»;
- анафора – «И одиннадцать месяцев длилась…, и одиннадцать месяцев…»;
- риторическое восклицание – «…как свято… умирали!»;
- ирония – «… так победили, что … потом не совались»;
- лексический повтор – «Я спою…» – оборот употреблен трижды;
- парцелляция (намеренное членение предложения с целью интонационного выделения каждого фрагмента) – «… как умирали! Как красавицы наши…»;
- эллипсис – «…сиделками шли (служить, работать) к изголовью».
Слова «бабенка», «братцы» «совались», оборот «кислое лицо» придают произведению разговорный характер и нотки народного творчества. Оборот «враги без числа» обозначает врагов «в количестве, не поддающемуся описанию, учету, счету». Оборот «сиделками шли к безотрадному изголовью» означает, что множество женщин брали на себя нелегкие заботы о тяжелораненых, умирающих. Такая работа сродни подвижничеству, и, называя женщин красавицами, поэт подразумевает прежде всего силу и красоту их духа.
Бородинский бой, Очаков – славные вехи военных побед россиян, пусть не всегда и не для всех очевидных. Последние двустишия первой и последней строф являются ярким рефреном, отражающим преемственность славных военных традиций русского воинства. Градус эмоционального напряжения нарастает и достигает максимума в пятой строфе – тон изложения становится патетическим – так поэт отдает дань памяти погибшим и уважения живым героям.
