Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Алексей Кольцов

«Лес (Что, дремучий лес…)» А. Кольцов

(Посвящено памяти А. С. Пушкина)

Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью тёмною
Затуманился?

Что Бова-силач
Заколдованный,
С непокрытою
Головой в бою

Ты стоишь-поник,
И не ратуешь
С мимолётною
Тучей-бурею.

Густолиственный
Твой зелёный шлем
Буйный вихрь сорвал –
И развеял в прах.

Плащ упал к ногам
И рассыпался…
Ты стоишь-поник,
И не ратуешь.

Где ж девалася
Речь высокая,
Сила гордая,
Доблесть царская?

У тебя ль, было́,
В ночь безмолвную
Заливная песнь
Соловьиная…

У тебя ль, было́,
Дни – роскошество, –
Друг и недруг твой
Прохлаждаются…
У тебя ль, было́,
Поздно вечером
Грозно с бурею
Разговор пойдёт;

Распахнёт она
Тучу чёрную,
Обоймёт тебя
Ветром-холодом.

И ты молвишь ей
Шумным голосом:
«Вороти назад!
Держи около!»

Закружит она,
Разыграется…
Дрогнет грудь твоя,
Зашатаешься;
Встрепенувшися,
Разбушуешься:
Только свист кругом,
Голоса и гул…

Буря всплачется
Лешим, ведьмою
И несёт свои
Тучи за море.

Где ж теперь твоя
Мочь зелёная?
Почернел ты весь,
Затуманился…

Одичал, замолк…
Только в непогодь
Воешь жалобу
На безвременье.

Так-то, тёмный лес,
Богатырь Бова!
Ты всю жизнь свою
Маял битвами.

Не осилили
Тебя сильные,
Так дорезала
Осень чёрная.

Знать, во время сна
К безоружному
Силы вражие
Понахлынули.

С богатырских плеч
Сняли голову –
Не большой горой,
А соломинкой…

1837 г.

Анализ стихотворения Кольцова «Лес»

Раннее творчество Кольцова испытало на себе влияние лирики Вяземского, Дельвига, Веневитинова, Рылеева, Жуковского, Хераскова, но больше всего молодого поэта вдохновляло творчество Пушкина. Естественно, трагическая гибель Александра Сергеевича в 1837 году потрясла Алексея Васильевича. В память о своем учителе он написал стихотворение «Лес», проникнутое сильнейшей скорбью. За метафорическими образами произведения скрывается смелое политическое выступление. Конец 30-х годов девятнадцатого столетия поэт сравнивает с безмолвной ночью и черной осенью. Дает Кольцов и характеристику низким интригам, распространенным в высшем свете той поры и ставшим причиной смерти Пушкина:
С богатырских плеч
Сняли голову –
Не большой горой,
А соломинкой…

В стихотворении выводится три образа. Два из них – лес и богатырь Бова – названы. Третий – Пушкин – только угадывается. Кольцов к величайшему русскому поэту относился как к божеству, то есть как к чему-то безусловному, стихийному. Такой тип понимания гениальности в искусстве широко распространен. Сам Пушкин сравнивал море с Байроном (важно – не наоборот). Сопоставление Александра Сергеевича – литературно. Кольцов при создании образа становится близок к антропоморфизму, часто встречающемуся в народном творчестве. Лес в его стихотворении – воплощение стихийной богатырской мощи, которую он видел в Пушкине. Кроме того, использование этого образа позволяет Алексею Васильевичу высказать мысль о родстве духа природы с человеческим духом, позаимствованную из философии Шеллинга.

Фигуру доблестного рыцаря Бовы, олицетворение добродетели, храбрости, преданности вере и даме сердца, поэт взял из русского фольклора. В допетровское время повести о нем пользовались огромным успехом. Лубочные издания, посвященные этому герою, выходили даже после Октябрьской революции, хоть и недолго. Литературная обработка истории Бовы принадлежит перу Радищева. Обращался к ней и Пушкин. В его творческом наследии присутствуют наброски к поэме «Бова». Использование образа сказочного рыцаря дает стихотворению Кольцова эпический размах. В итоге получается своеобразная полубылина о богатыре.

«Лес» – произведение удивительно музыкальное. Неудивительно, что к нему не раз обращались композиторы. Существует несколько хоров, сочиненных Петром Сокальским, Виктором Калинниковым, Павлом Чесноковым.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийДлинные стихи


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах