«Я не знаю мудрости» К. Бальмонт
Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолётности я влагаю в стих.
В каждой мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: Плыву.
И зову мечтателей… Вас я не зову!
Сборник «Только любовь» (1903). Раздел «Очертания снов».
Анализ стихотворения Бальмонта «Я не знаю мудрости»
Произведение «Я не знаю мудрости» было создано К. Д. Бальмонтом в 1902 году и тогда же опубликовано в девятом номере журнала «Почтальон». Оно вошло в цикл «Очертания снов» сборника «Только любовь». Эта книга подтвердила и упрочила за поэтом статус талантливого виртуоза мелодичного стиха и изящного слова.
Это стихотворение удивительно музыкально, не зря впоследствии композитор Сергей Прокофьев возьмет его строки в качестве эпиграфа к своим фортепианным миниатюрам «Мимолетности». У произведения легкий запоминающийся ритм, создающийся звонкой перекличкой мужских окончаний. Парные рифмы делают стихотворение еще более жизнерадостным и мажорным.
Несмотря на то, что произведение состоит всего из двух строф, оно прекрасно передает настроение и рисует интересные образы. Повествование ведется от первого лица, в качестве лирического героя предстает Поэт, уже привычный литературный образ Бальмонта.
На этот раз перед читателем не великий покоритель стихий, полубог-демиург, а быстрый легкий, как язычок огня, дух. Он наслаждается собой (в восьми строчках стихотворения местоимение «я» встречается шесть раз!), каждой секундой жизни, каждым мгновением творчества. При этом он даже не думает учить кого-либо чему-либо, признаваясь:
Я не знаю мудрости, годной для других.
В стихотворении противопоставляются две эти стороны мироздания – степенная мудрость повседневности и мимолетное счастье жизни, мечта. Автор настаивает на своем, повторяя одни и те же слова и фразы. Рефрены «Я ведь только облачко» указывают на небесное происхождение вдохновения и поэтического таланта. Обращаясь к неким мудрым, поэт оставляет риторические вопросы:
Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
…
Я зову мечтателей… Вас я не зову!
По мнению автора, мудрость, сформированная многолетним опытом, ничего общего с полетом к мечте не имеет. Бытовая жизненная философия не даст подняться в воздух, поэтому-то поэт не приглашает с собой тех, кто не похож на него самого.
Герой этого произведения представляется легкой бабочкой, пролетающей сквозь пространства. Волшебные «миры, полные изменчивой радужной игры», словно мыльные пузыри рождаются на ее пути. Пусть это всего лишь поэтические миражи, иллюзии, поэт искренне наслаждается ими.
Символ огня, заключенного в облаке, отсылает к стихотворению «Однодневка» 1897 года образы:
Я весь соткан из огня,
Я лучистый факел дня.
Эти произведения словно гимн самой поэзии, легким и изящным сплетениям слов, позволяет читателю разделить задор и блаженство полета вместе с автором.