Богатые и бедные рифмы
Как мы знаем, существует несколько признаков, по которым классифицируются рифмы в поэтических произведениях. Всем известны различные системы рифмовки, основывающиеся на положении рифмы в строфе, деление рифм на женские, мужские, дактилические и т. д. в зависимости от ударной позиции в слове. Кроме того рифмы могут быть богатыми и бедными. Рассмотрим, на чём основана эта классификация, и проиллюстрируем оба типа примерами из произведений русских поэтов.
Чтобы понять, что именно представляют собой богатые и бедные рифмы, обратимся к определениям из одного из самых авторитетных изданий, из Поэтического словаря А. П. Квятковского. Вот что сообщает литературный справочник:
Бедная рифма – рифмуемые слова, в которых созвучны лишь ударные гласные: зову – иду, вблизи – земли, вода – дома. К категории бедных рифм относятся также рифмуемые слова одной и той же грамматической формы (падежной или глагольной).
Богатая рифма – наиболее полное совпадение в рифмуемых словах звуков, не только согласных, начинающих ударный слог, но и звуков, предшествующих ударному слогу: демократ – стократ, канала – доконала, матовая – выматывая.
Таким образом, можно сделать вывод, что богатство и бедность рифмы зависят от степени совпадения звуков в сочетающихся словах. Чем больше фонем созвучны, тем более богатой и красивой считается рифма.
Понятно, что эффектные богатые рифмы более предпочтительны. Тем не менее в литературе можно обнаружить немало случаев употребления бедных рифм. Очень часто это глагольные рифмы и рифмы, составленные на основе отглагольных существительных. Вот несколько примеров:
В избе сам друг с обманщицей
Зима нас заперла́,
В мои глаза суровые
Глядит, – молчит жена́.«Зелёный шум», Н. А. Некрасов.
Далёкий друг, пойми мои рыданья,
Ты мне прости болезненный мой крик.
С тобой цветут в душе воспоминанья,
И дорожить тобой я не отвык.
…
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня́,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идёт, и плачет уходя́.«А. Л. Б-ой (Далёкий друг, пойми мои рыданья…)», А. А. Фет.
Обходит волк вокруг гумна.
И если в поле тишина,
То даже слышны издали́
Его тяжёлые шаги́…«Боярин Орша», М. Ю. Лермонтов.
Твоих лучей небесной силою
Вся жизнь моя озарена́.
Умру ли я – ты над могилою
Гори, гори, моя звезда́!«Гори, гори, моя звезда…», В. П. Чуевский.
Нельзя однозначно утверждать, что все бедные рифмы, образованные глаголами или отглагольными существительными, а также несколькими словами в одном и том же падеже, являются плохими. Конечно, такие созвучия могут показаться слишком примитивными и незамысловатыми, но они встречаются даже у великих авторов и не воспринимаются как низкокачественные рифмы. Ниже пример стихов, содержащих бедную рифму, но не производящих негативного впечатления:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, –
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился…«Пророк», А. С. Пушкин.
«Спору нет, богатая, полнозвучная рифма лучше бедной», – писал С. Я. Маршак в своих «Заметках о мастерстве». К счастью, в русском языке существует большое количество слов и словоформ, имеющих сходно звучащие или даже полностью совпадающие части. Благодаря этому у поэтов всегда есть возможность создавать интересные созвучные стихи с богатыми рифмами.
Наиболее часто понятие «богатая рифма» иллюстрируют отрывками из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву». Обратимся и мы к нему:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит ещё желанье;
Под гнётом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждёт любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Обратим внимание, что и в этом стихотворении встречаются пары бедных рифм, но их присутствие не нарушает красоты и гармонии строк.
Вот ещё несколько хороших примеров построения богатых рифм:
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
…
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть…«Отговорила роща золотая…», С. А. Есенин.
Но раздвинули стол и по сто накатили, узнали.
И расспросы пошли: «Расскажи нам, ну как там Израиль?»
А в ответ: «Хорошо там, где нас больше нет, больше нет.
Всё по-прежнему, только морщины, седеющий волос,
И у младшего брата прыщи, и ломается голос
О колено рассеянных лет…»«Возвратился Улисс в свой родной переполненный улей…», Максим Кабир.
Ещё раз подчеркнём, что красота произведения, его полнозвучность и гармония во многом связаны с качеством рифм, но нельзя сказать, что полностью зависят от него. Даже незамысловатая бедная рифма может придать выразительность строкам, если она метка, необычна и применена к месту. Мы рекомендуем авторам ответственно подходить к выбору созвучий, увеличивать словарный запас и избегать слишком простых сочетаний слов.