Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Рифма

Богатые и бедные рифмы

Как мы знаем, существует несколько признаков, по которым классифицируются рифмы в поэтических произведениях. Всем известны различные системы рифмовки, основывающиеся на положении рифмы в строфе, деление рифм на женские, мужские, дактилические и т. д. в зависимости от ударной позиции в слове. Кроме того рифмы могут быть богатыми и бедными. Рассмотрим, на чём основана эта классификация, и проиллюстрируем оба типа примерами из произведений русских поэтов.

Чтобы понять, что именно представляют собой богатые и бедные рифмы, обратимся к определениям из одного из самых авторитетных изданий, из Поэтического словаря А. П. Квятковского. Вот что сообщает литературный справочник:

Бедная рифма – рифмуемые слова, в которых созвучны лишь ударные гласные: зову – иду, вблизи – земли, вода – дома. К категории бедных рифм относятся также рифмуемые слова одной и той же грамматической формы (падежной или глагольной).

Богатая рифма – наиболее полное совпадение в рифмуемых словах звуков, не только согласных, начинающих ударный слог, но и звуков, предшествующих ударному слогу: демократ – стократ, канала – доконала, матовая – выматывая.

Таким образом, можно сделать вывод, что богатство и бедность рифмы зависят от степени совпадения звуков в сочетающихся словах. Чем больше фонем созвучны, тем более богатой и красивой считается рифма.

Понятно, что эффектные богатые рифмы более предпочтительны. Тем не менее в литературе можно обнаружить немало случаев употребления бедных рифм. Очень часто это глагольные рифмы и рифмы, составленные на основе отглагольных существительных. Вот несколько примеров:

В избе сам друг с обманщицей
Зима нас заперла́,
В мои глаза суровые
Глядит, – молчит жена́.

«Зелёный шум», Н. А. Некрасов.

Далёкий друг, пойми мои рыданья,
Ты мне прости болезненный мой крик.
С тобой цветут в душе воспоминанья,
И дорожить тобой я не отвык.

Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня́,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идёт, и плачет уходя́.

«А. Л. Б-ой (Далёкий друг, пойми мои рыданья…)», А. А. Фет.

Обходит волк вокруг гумна.
И если в поле тишина,
То даже слышны издали́
Его тяжёлые шаги́

«Боярин Орша», М. Ю. Лермонтов.

Твоих лучей небесной силою
Вся жизнь моя озарена́.
Умру ли я — ты над могилою
Гори, гори, моя звезда́!

«Гори, гори, моя звезда…», В. П. Чуевский.

Нельзя однозначно утверждать, что все бедные рифмы, образованные глаголами или отглагольными существительными, а также несколькими словами в одном и том же падеже, являются плохими. Конечно, такие созвучия могут показаться слишком примитивными и незамысловатыми, но они встречаются даже у великих авторов и не воспринимаются как низкокачественные рифмы. Ниже пример стихов, содержащих бедную рифму, но не производящих негативного впечатления:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился

«Пророк», А. С. Пушкин.

«Спору нет, богатая, полнозвучная рифма лучше бедной», – писал С. Я. Маршак в своих «Заметках о мастерстве». К счастью, в русском языке существует большое количество слов и словоформ, имеющих сходно звучащие или даже полностью совпадающие части. Благодаря этому у поэтов всегда есть возможность создавать интересные созвучные стихи с богатыми рифмами.

Наиболее часто понятие «богатая рифма» иллюстрируют отрывками из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву». Обратимся и мы к нему:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит ещё желанье;
Под гнётом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждёт любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Обратим внимание, что и в этом стихотворении встречаются пары бедных рифм, но их присутствие не нарушает красоты и гармонии строк.

Вот ещё несколько хороших примеров построения богатых рифм:

Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть

«Отговорила роща золотая…», С. А. Есенин.

Но раздвинули стол и по сто накатили, узнали.
И расспросы пошли: «Расскажи нам, ну как там Израиль
А в ответ: «Хорошо там, где нас больше нет, больше нет.
Всё по-прежнему, только морщины, седеющий волос,
И у младшего брата прыщи, и ломается голос
О колено рассеянных лет…»

«Возвратился Улисс в свой родной переполненный улей…», Максим Кабир.

Ещё раз подчеркнём, что красота произведения, его полнозвучность и гармония во многом связаны с качеством рифм, но нельзя сказать, что полностью зависят от него. Даже незамысловатая бедная рифма может придать выразительность строкам, если она метка, необычна и применена к месту. Мы рекомендуем авторам ответственно подходить к выбору созвучий, увеличивать словарный запас и избегать слишком простых сочетаний слов.


Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Мандельштам; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Маяковский; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах