«Пейзаж» А. Майков
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь – и нет конца пути…
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист; –
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу…
Идешь, как будто по водам, –
Нога шумит… а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят…
Уж солнца луч ложится косо…
Вдали проглянула река…
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека…
Вот на дорогу выезжает
Тяжелый воз – то промелькнет
На солнце вдруг, то в тень уйдет…
И криком кляче помогает
Старик, а на возу – дитя,
И деда страхом тешит внучка;
А, хвост пушистый опустя,
Вкруг с лаем суетится жучка,
И звонко в сумраке лесном
Веселый лай идет кругом.
1853 г.
Цикл «На воле».
Анализ стихотворения А. Н. Майкова «Пейзаж»
Аполлон Николаевич Майков является самым преданным певцом русской природы и настоящим мастером слова. Его стихотворение «Пейзаж» является лучшей иллюстраций филигранного владения словом и патриотизма одновременно. Самое название стихотворения определяет его жанр, но оно включает и бытовую зарисовку – выезд на дорогу воза с девочкой.
Произведение включает такие выразительные средства:
- инверсию – «пестреет лес зеленый», «румянит осень», «осинник желтый», «мухоморов ряд», «солнца луч», «проглянула река», «выезжает воз», «тешит внучка» – которая позволяет выделить ключевые слова;
- умолчания – «нет конца пути…», «устлал дорогу…», «нога шумит…», «луч ложится…», «шумят издалека…» – они подчеркивают одновременно неторопливость изложения и темп действий лирического героя – он не спешит, а наслаждается каждым шагом;
- олицетворения – «осинник бьет тревогу», «нога шумит», «папоротник дремлет», «ряд мухоморов спят», «река проглянула», «колеса шумят», «лай веселый» – поэт использует, чтобы создать у читателя яркие зрительные образы;
- метафоры – «помогает криком», «тешит (забавляет) страхом» – украшая текст, помогают добиться лаконичности и предельной точности изложения;
- синекдоху – «ухо внемлет», которая подчеркивает остроту чувств;
- сравнения – «устлал, как ковер»; «ряд мухоморов, что карлы (карлики) сказочные»; «идешь, как … по водам» – причем последнее, несмотря на прозаическое сходство шороха листьев с шумом воды, несет в себе библейский смысл – природа уподоблена храму, а человек в ней – прообраз ходившего по воде Христа;
- эпитеты – «пышный папоротник», «сказочные карлы», «тряская мельница», «веселый лай», являющиеся емкими характеристиками предметов и явлений;
- контекстуальные антонимы – «старик – дитя», «солнце – тень» – отражают разные стороны жизни человека и природных явлений, которые он наблюдает;
- эллипсис – «на возу – (сидит) дитя» – пропуск слова помогает соблюсти стихотворный размер;
- перифраз – «жучка» – также способствует рифмовке со словом «внучка», имеется в виду не кличка животного, а обобщенное название всех собак;
- антитезу – «нога шумит, а ухо внемлет (слышит)…».
Полное красок стихотворение заставляет нас сосредоточиться на главном. Большой русский поэт представляет нам прекрасную, умиротворяющую картину тихого осеннего вечера. И прелесть русской природы становится после прочтения очевидной.