Риторическое обращение
Когда мы хотим привлечь внимание собеседника и сделать нашу речь более искренней, направленной непосредственно к определённому человеку, мы применяем такие конструкции, как «мой друг», «уважаемый», «дорогой мой» или добавляем имя собеседника.
Эти обороты широко используются в литературе, именуются риторическими обращениями и служат средством усиления выразительности и проникновенности текста. Важная черта приёма – условность, которая выражается в том, что отвечать на обращение необязательно. Главное в нём – не сами слова, а интонация, с которой они произносятся. Риторическое обращение может быть адресовано человеку (присутствующему или отсутствующему в данный момент), какому-либо понятию, неодушевлённому предмету. В тексте обращения обособляются с помощью выделения запятыми.
Яркими примерами, демонстрирующими условность, являются риторические обращения, используемые Александром Сергеевичем Пушкиным. Часто мы встречаем в его произведениях такие выражения, как «мой друг», употреблённые по отношению к женщинам, часто возлюбленным, а иногда и к незнакомкам. Понятно, что эти барышни не являются настоящими друзьями поэта, но такое обращение звучит нежнее и изящнее, нежели любое другое выражение. Вот несколько отрывков, в которых обнаруживаются такие обороты:
Мой друг, доколе не увяну,
В разлуке чувство погубя,
Боготворить не перестану
Тебя, мой друг, одну тебя.«Иностранке»
Я знаю, Лидинька, мой друг,
Кому в задумчивости сладкой
Ты посвятила свой досуг,
Кому ты жертвуешь украдкой…«Платоническая любовь»
С теми же словами поэт обращался и к своим настоящим друзьям, когда находился, например, в изгнании и тосковал о них:
О скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки?
Когда соединим слова любви и руки?
«Чаадаеву»
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединённый,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил.«И. И. Пущину»
В следующем отрывке Александр Сергеевич адресует риторическое обращение чувствам – меланхолии, счастью:
Ты, сердцу непонятный мрак,
Приют отчаянья слепого,
Ничтожество! Слепой призрак,
Не жажду твоего покрова!
…
Ты вновь со мною, наслаждение;
В душе утихло мрачных дум
Однообразное волненье!
«Таврида»
Обращаясь к таким отвлечённым понятиям, поэт как бы одушевляет их, делает их полноценными спутниками и соучастниками своей жизни, подчёркивает их роль в своей жизни. Так стихотворение становится более выразительным и одухотворённым.
Подобно Пушкину Фёдор Кузьмич Сологуб обращает своё внимание на чувства, ощущения:
Где ты делась, несказанная
Тайна жизни, красота?
Где твоя благоуханная,
Чистым светом осиянная,
Радость взоров, нагота?«Где ты делать, несказанная…»
Простите ж, светлые надежды!
Сомкнитесь, плачущие вежды!
И, смертью страсти заглуша,
Усни, усталая душа!«Больные дни мои унылы…»
А вот пример того, как риторическое обращение делает строки более сердечными и торжественными одновременно:
Всё бледней лазурный остров – детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно грусть оставила в наследство
Ты, о, мама, девочкам своим!«Маме», М. И Цветаева.
Риторическое обращение к стихии в следующем отрывке повторено несколько раз. Благодаря этому тревога героини, произносящей эти слова, передаётся и читателю:
Подымайся, ветер, по оврагам,
Подымайся, ветер, по равнинам,
Торопись, ветрило-вихрь-бродяга,
Над тем Доном, белым Доном лебединым!«Плач Ярославны», М. И. Цветаева.
В строках Ольги Фёдоровны Берггольц риторические обращения также настраивают на торжественный лад, пробуждают в нас уважение к подвигу советских граждан и сочувствие всем жертвам войны:
Ленинградец, товарищ, оглянись-ка назад,
в полугодье войны, изумляясь себе?
мы ведь смерти самой поглядели в глаза.
Мы готовились к самой последней борьбе.«Второе письмо на Каму»
Ночь, и смерть, и духота…
И к морю
ты бежишь с ребёнком на руках.
Торопись, сестра моя по горю,
Пристань долгожданная близка.«Стихи об испанских детях»
Риторические обращения распространены и в зарубежной поэзии. Вот начальные строки стихотворения Шарля Бодлера «Продажная муза»:
Любовница дворцов, о, муза горьких строк!
Когда метёт метель, тоскою чёрной вея,
Когда свистит январь, с цепи спустив Борея,
Для зябких ног твоих где взять хоть уголёк?Перевод В. Левика
Здесь поэт рассуждает о переменчивости вкусов толпы, прислуживать которой вынужден поэт, не желающий прозябать в нищете. Конечно, человеку искусства отвратительна мысль творить не по велению души, а по заказу капризного общества, потому Бодлер и клеймит свою музу такими обидными горькими словами.
В современной поэзии также можно встретить риторические обращения. Вот строки Максима Альбертовича Амелина, обращённые к неодушевлённому предмету – кораблю:
Пока тебя волна шальная, Ладья, послушай!
в открытое бесследно море не унесла,
прижмись ко пристани, с отрадной расстаться сушей
не торопись. Ни одного на бортах весла…«Пока тебя волна шальная…»
А вот риторическое обращение, адресованное целой стране:
Отечество, усни, детей своих не трогай,
ни плавником, ни ласковой острогой,
ни косточкой серебряной в «стволе»…
Славяне – очарованная раса,
ворочается пушечное мясо
в пельменях на обеденном столе.
«Отечество, усни, детей своих не трогай…», А. М. Кабанов.
Рассмотрев многочисленные примеры риторических обращений, можно сделать вывод, что этот приём действительно позволяет сделать речь более эмоциональной и живой. Если мы уберём обращение из стихотворения, то вместе с ним мы потеряем авторское отношение и чувства, которые связаны с адресатом. Строки утратят направленность от личности к предмету или объекту обращения, сокровенность и задушевность. Поэтому риторические обращения не теряют актуальность и часто используются как в художественной речи, так и в повседневной.