«Похороны» В. Ходасевич
(Сонет)Лоб –
Мел.
Бел
Гроб.Спел
Поп.
Сноп
Стрел –День
Свят!
Склеп
Слеп.Тень –
В ад!
9 марта 1928, Париж.
Анализ стихотворения Ходасевича «Похороны»
Стихотворение «Похороны» написано в 1928 году в парижской эмиграции. В. Ф. Ходасевич в эту пору работает над мемуарами, и написание произведения, возможно, навеяно экспериментами со словом, принятым у символистов в литературной среде его юности. Особое расположение слов выделяет каждое, поскольку оно является единственным в строке.
Словесная эквилибристика, нарочитый минимализм художественных средств и мрачность выбранной темы отчасти объясняется последней пробой пера и природной меланхолией автора, отчасти – реальным ухудшением здоровья поэта, отчасти – осознанием трагической оторванности от родины: в далеком Париже талантливый поэт и даровитый критик, образованнейший человек, пишущий на русском языке, просто не востребован.
Стихотворение описывает мрачный антураж процедуры погребения и ряд его невеселых подробностей. Оно отсылает к новаторской для начала века манере чеканного стиха и содержит такие художественные приемы:
- риторические восклицания – «…день свят!», «…в ад!» – относятся к полярным понятиям, которые эмоционально противопоставляет автор;
- метафору – «сноп стрел»;
- инверсию – «спел поп» – которая, подчеркивая тот факт, что прошла процедура отпевания, содержит имеющее пренебрежительную коннотацию слово «поп»;
- олицетворение – «склеп слеп» – подчеркивает безвозвратность случившегося – очеловечивание склепа, неспособного видеть чувства, лишает лирического героя всяких надежд на сочувствие;
- аллитерацию – «лоб – мел», «бел гроб», «склеп слеп», «сноп стрел», «спел поп».
В рамках произведения поэт дополнительно использует морфологические (именной характер речи: из четырнадцати слов, состоящих из одного слога, десять – имена существительные) и синтаксические средства выразительности – рубленые фразы, опущенные связки, именные сказуемые – «Склеп слеп», «Бел гроб», в том числе отождествляющие предмет по внешнему сходству – «Лоб – (как) мел». Краткие прилагательные – «бел», «свят», «слеп» – создают фотографически точную картину происходящего.
Неслучайно применительно к гробу применяется прилагательное «бел» – белый цвет символизирует чистоту, отрешенность от всего земного, новую, загробную жизнь, начинающуюся с чистого (белого) листа. Думается, Ходасевич описывает символические похороны своих надежд на возвращение в Россию, на поправку здоровья и на возврат былой славы. Осознание краха этих надежд знаменует решительное «в ад!».