Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений

«Похороны» В. Ходасевич

(Сонет)

Лоб —
Мел.
Бел
Гроб.

Спел
Поп.
Сноп
Стрел —

День
Свят!
Склеп
Слеп.

Тень —
В ад!

9 марта 1928, Париж.

Анализ стихотворения Ходасевича «Похороны»

Стихотворение «Похороны» написано в 1928 году в парижской эмиграции. В. Ф. Ходасевич в эту пору работает над мемуарами, и написание произведения, возможно, навеяно экспериментами со словом, принятым у символистов в литературной среде его юности. Особое расположение слов выделяет каждое, поскольку оно является единственным в строке.

Словесная эквилибристика, нарочитый минимализм художественных средств и мрачность выбранной темы отчасти объясняется последней пробой пера и природной меланхолией автора, отчасти — реальным ухудшением здоровья поэта, отчасти – осознанием трагической оторванности от родины: в далеком Париже талантливый поэт и даровитый критик, образованнейший человек, пишущий на русском языке, просто не востребован.

Стихотворение описывает мрачный антураж процедуры погребения и ряд его невеселых подробностей. Оно отсылает к новаторской для начала века манере чеканного стиха и содержит такие художественные приемы:

  • риторические восклицания — «…день свят!», «…в ад!» — относятся к полярным понятиям, которые эмоционально противопоставляет автор;
  • метафору — «сноп стрел»;
  • инверсию – «спел поп» — которая, подчеркивая тот факт, что прошла процедура отпевания, содержит имеющее пренебрежительную коннотацию слово «поп»;
  • олицетворение — «склеп слеп» — подчеркивает безвозвратность случившегося – очеловечивание склепа, неспособного видеть чувства, лишает лирического героя всяких надежд на сочувствие;
  • аллитерацию – «лоб – мел», «бел гроб», «склеп слеп», «сноп стрел», «спел поп».

В рамках произведения поэт дополнительно использует морфологические (именной характер речи: из четырнадцати слов, состоящих из одного слога, десять – имена существительные) и синтаксические средства выразительности — рубленые фразы, опущенные связки, именные сказуемые — «Склеп слеп», «Бел гроб», в том числе отождествляющие предмет по внешнему сходству — «Лоб – (как) мел». Краткие прилагательные — «бел», «свят», «слеп» — создают фотографически точную картину происходящего.

Неслучайно применительно к гробу применяется прилагательное «бел» – белый цвет символизирует чистоту, отрешенность от всего земного, новую, загробную жизнь, начинающуюся с чистого (белого) листа. Думается, Ходасевич описывает символические похороны своих надежд на возвращение в Россию, на поправку здоровья и на возврат былой славы. Осознание краха этих надежд знаменует решительное «в ад!».

Метки:

Анализы стихотворений:
Анненский; Асадов; Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Друнина; Есенин; Заболоцкий; Клюев; Мандельштам; Маяковский; Пастернак; Рубцов; Северянин; Твардовский; Цветаева
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Вяземский; Державин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах