«Ищи меня» В. Ходасевич
Ищи меня в сквозном весеннем свете.
Я весь – как взмах неощутимых крыл,
Я звук, я вздох, я зайчик на паркете,
Я легче зайчика: он – вот, он есть, я был.Но, вечный друг, меж нами нет разлуки!
Услышь, я здесь. Касаются меня
Твои живые, трепетные руки,
Простертые в текучий пламень дня.Помедли так. Закрой, как бы случайно,
Глаза. Еще одно усилье для меня –
И на концах дрожащих пальцев, тайно,
Быть может, вспыхну кисточкой огня.
1918 г.
Сборник «Путём зерна» (1920).
Анализ стиха В. Ф. Ходасевича «Ищи меня»
Стихотворение «Ищи меня» написано в жанре интимной лирики. Владислав Фелицианович обращается в живущим словно от лица несуществующего в материальном мире человека. Лирического героя (точнее, лирического субъекта) словно не существует – он скрыт в эпитетах или метафорах. Вместе с тем в произведении сквозит чувство потери.
Для конкретизации образа необходима фантазия, душевные усилия – лирическое «я» ускользает, словно играя в прятки, что отражено в названии произведения. Оно содержит такие средства художественной выразительности:
- обращение – «вечный друг» – позволяет обозначить адресата речи и авторское отношение;
- эпитеты – «вечный друг», «сквозной весенний свет», «неощутимые крыла», «текучий пламень» – придают речи образность и красоту;
- анафорический повтор – «я звук, я вздох, я зайчик, я легче…, я был; «он – вот, он есть» – концентрирует внимание на речи, личности лирического героя, ассоциированного с автором, и его антиподе в виде солнечного зайчика;
- сравнения – «я как взмах» – придает изложению ирреальный характер;
- лексический повтор – «я зайчик … , я легче зайчика» – выступает также формой звукописи, создавая необходимый смысловой акцент;
- риторическое восклицание – «меж нами нет разлуки!» – подчеркивает высоту эмоций;
- перифраз – «пламень дня» – подразумеваются будничные заботы, пожирающие время, как огонь;
- метафору – «кисточка огня» – она позволяет зримо представить язычок огня;
- синонимы – «пламень, огонь».
Очевидно, что автор рассматривает бессмертие не как духовное понятие, а как материальное, как бессмертие физического тела, так как согласно классической концепции материя способна принимать разные формы. Таким образом, простирая руки в «трескучий пламень дня» – то есть в окружающую жизнь – читатель ощущает под пальцами огонь вдохновения, которым некогда горел автор в процессе написания этих строк.
Существует версия, что стихотворение посвящено русскому поэту Муни (Киссину Самуилу Викторовичу), с которым автора связывали тесные дружеские отношения и который безвременно умер. Но, возможно, стихотворение обращено к абстрактному потомку, вроде «прохожего» у Цветаевой, на что указывает выражение «вечный друг». Ведь поэты обращают свое творчество в вечность – к тем, кто будет жить после. В этом случае произведение можно рассматривать, как классический случай «письма в бутылке» в стихотворной форме.