Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Поэтические приёмы

Звукопись

Для усиления выразительности поэтической речи авторы прибегают к различным методам. Обычно используются различные стилистические фигуры (повторы, антитезы, анафоры и т. д.) и тропы (метафоры, эпитеты, сравнения и др.). Существует также ряд приёмов, которые влияют непосредственно на то, как эта речь звучит. Такие средства в совокупности называют звукописью. Рассмотрим, что это такое и как применяется в стихосложении.

Звукопись, согласно словарному определению, – комплекс приёмов, усиливающих звуковую выразительность речи. Также под этим термином понимают систему звуковых повторов, использующихся с целью воссоздать звуки окружающего мира – шелест, скрип, гул и т. д. Эти фонетические средства применяются для достижения эвфонии (благозвучия), а также позволяют придать речи образность, улучшить восприятие её читателем, воздействовать на его воображение.

Существует несколько основных приёмов звукописи:

  • Повтор одного и того же звука.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

«Не жалею, не зову, не плачу…», С. А. Есенин.

  • Повтор фонетически близких звуков.

Слышат шорох ночных теней:
В час полуночных видений,
В дыме облака, толпой,
Прах оставя гробовой
С поздним месяца восходом,
Лёгким, светлым хороводом
В цепь послушную свились…

«Людмила», В. А. Жуковский.

Здесь сочетания свистящих и шипящих («с», «ш», «ч»), глухих («п», «т», «х»), гулких («б», «д», «в») звуков призваны передать атмосферу зловещего кладбища и изобразить появление привидений.

Когда жарится с мясом картошка,
И окрошка о квасе поёт.
Я люблю тебя, милая крошка,
Ну свари поскорее компот!

«Милая крошка», А. А. Мельник.

С помощью фонетических повторов сочетаний согласных поэт имитирует звуки поджаривающегося картофеля, кипящего масла и прочие кухонные звуки.

Пока спокойною стопою
Иду, и мыслю, и пою,
Смеюсь над жалкою толпою
И вздохов ей не отдаю.
Пока душа ещё согрета,
И рок велит в себе беречь
И дар незыблемый поэта,
И сцены выспреннюю речь…

«Пока спокойною стопою…», А. А. Блок.

В данном отрывке посредством повтора гласных звуков демонстрируется настроение лирического героя. Сначала видим гулкие, протяжные «о», «ю», которые создают ощущение холодности и отстранённости. Затем начинают звучать более нежные звуки («е»), с помощью которых выражается забота и тепло персонажа по отношению к самому себе.

  • Противопоставление фонетически контрастных звуков.

Скоро мне без листвы холодеть,
Звоном звёзд насыпая уши.
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.

Новый с поля придёт поэт,
В новом лес огласится свисте.
По-осеннему сыплет ветр,
По-осеннему шепчут листья.

«По-осеннему кычет сова…», С. А. Есенин.

В этом отрывке заметно, как с помощью сочетания звонкого «з» и глухого «с» противопоставляются разные образы настоящего и будущего.

  • Неодинаковая организация последовательностей звуков.
- Смотри, как вкрадчивый туман
                              прижался
                                      к молодой воде...
- Где?
- Он полночью поклялся ей,
                          он взял в свидетели луну!..
- Ну?!
- Они сейчас уйдут в песок,
                           туда, где не видать ни зги...
- Гы!..

«Разговор со случайным прохожим», Р. И. Рождественский.

  • Ономатопея (использование слов-звукоподражаний, имитирующих собственное значение).

каналов плеск и треск канатов,
и жизнь моя полна, полна,
пустых домов, мостов горбатых,
разжатых рек волна темна…

«Петербургский роман», И. А. Бродский.

ХР-Р, – храпит негромко папа.
ХР-Р-Р, – храпит сильнее дед.
Так храпит он, что от храпа
Просыпается сосед.

Впрочем, это ерунда.
Брат храпит – вот это да:
Как начнет храпеть мой брат –
И сосед, и дед не спят!

«Храпящая песня», А. Усачёв.

Такие слова, как «плеск», «треск», «гул», «храп» и производные от них, сами по себе являются звукоподражаниями. Их собственное звучание передаёт их значение. Поэтому использование этих слов уже является приёмом звукописи.

  • Исключение из речи слов, содержащих определённые звуки.

Стану всюду развевать
Лёгким уст прикосновеньем,
Как зефира дуновеньем,
От каштановых волос
Тонкий запах свежих роз.

«Приведение», К. Н. Батюшков.

Во всём произведении поэт избегает громких резких звуков («б», «ж», «г»). Это позволяет придать стихам невесомость и нежность.

Таким образом, звукопись в поэтическом тексте выполняет несколько важных функций. С её помощью можно имитировать различные звуки окружающего мира (природы, города, человеческой деятельности и т. д.). Различные средства звукописи позволяют добавить в повествование больше деталей и изображать какие-либо явления и предметы. Также они помогают повысить экспрессивность речи и вызвать у читателя живой отклик. Поэтому звукопись считается одним из важнейших средств усиления выразительности и благозвучности стихотворного текста.


Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах