Как писать стихи

Аллитерация


Слово в стихосложении – это не только элемент предложения, призванный дополнить или украсить лирический образ. Само слово, а конкретнее, буквы и звуки, из которых оно состоит, может формировать картину или её детали в стихотворении. Авторы часто пользуются этим свойством речи, применяя в своих произведениях ряд фонетических приёмов, таких как анафора, эпифора, различные рефрены, ассонанс и аллитерация. Последний является одним из наиболее распространённых способов создания особого звукового рисунка речи. Рассмотрим, что же представляет собой аллитерация в поэзии.

Обратившись к словарю иностранных слов, мы выясним, что термин «аллитерация» происходит от латинского «alliteratio» – «сочетание букв», которое восходит к предлогу «ad» (к) и слову «littera», т. е. буква. Согласно определению, аллитерация представляет собой повторение одних и тех же согласных или группы согласных в отрезке текста либо в целом произведении. В русском языке довольно распространены слова с повторяющимися звуками (например, в этом предложении употреблено несколько слов, содержащих «с»). Но для того, чтобы с уверенностью говорить о наличии аллитерации, нужно, чтобы определённые согласные встречались чаще, нежели в обычной речи.

Разновидностью аллитерации является тавтограмма. Это такой текст, все слова которого начинаются с одной буквы. Примером тавтограммы может служить стихотворение В. Я. Брюсова «Мой маяк»:

Мой милый маг, моя Мария, —
Мечтам мерцающмий маяк.
Мятежны марева морские,
Мой милый маг, моя Мария, —
Молчаньем манит мутный мрак…
Мне метит мели мировые
Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк!

Следует уточнить, что к аллитерации не принято относить повторяющиеся морфемы (части слова). То есть, относительно следующего стихотворения корректнее говорить о морфемном повторе, а не об аллитерации.

Из туч с золотым обрезом –
Такое на краснозём,
Что весь световым железом
Пронизан – пробит – пронзён.
«Ударило в виноградник», М. И. Цветаева.

Интересно, что с аллитерациями мы часто сталкиваемся в обычной жизни, даже если не обращаемся к поэзии. Ещё в детстве, упражняясь в скороговорках, мы произносим повторяющиеся согласные:

  • У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!

Некоторые русские пословицы и поговорки также построены на аллитерации:

  • Домашняя дума в дорогу не годится.
  • Сорока скажет вороне, ворона борову, а боров всему городу.
  • На полатях лежать — ломтя не видать.
  • Шила в мешке не утаишь.
  • Проще пареной репы и др.

Но чаще всего, разумеется, этот приём используется в поэзии. Многие авторы применяют его, чтобы передать звуки природы. Вот, например, первая строфа стихотворения «Зимний вечер» А. С. Пушкина:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Здесь аллитерация применена, чтобы воспроизвести сразу несколько явлений. В твёрдых громких «б», «в» и «р» слышится грозный голос урагана, а в тихих «с», «з» и «ш» — свист ветра. Создаётся интересный эффект антитезы – первые строки громкие и гулкие, они заставляют читателя напрячься. Последующие же – более спокойные и приглушённые, что подчёркивает мысль поэта о том, что буря безумствует снаружи, а внутри маленького домика безопасно и уютно.

Похожим образом организованы строки из стихотворения «Задрожали листы, облетая…» А. А. Фета:

И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна…
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.

В них так же резкая первая часть строфы противопоставлена второй, более мягкой и тихой.

Вот ещё один пример того, как с помощью аллитерации можно настраивать читателя на безмятежный лад. Это снова строки А. А. Фета:

Тёплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей дышит степь,
И курганов зеленеет
Убегающая цепь.

Мы видим, что преобладают глухие мягкие согласные, которые внушают умиротворение.

Одно из самых известных стихотворений, построенных на аллитерации, принадлежит перу К. Д. Бальмонта. В произведении, называющемся «Челн томленья», также передаются звуки стихий посредством повтора согласных.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный чёлн.

Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог,
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.

Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.

Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растет.
Челн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.

Вот ещё одно произведение К. Д. Бальмонта, содержащее аллитерацию:

Она пришла ко мне молчащая как Ночь,
Глядящая как Ночь фиалками-очами,
Где росы кроткие звездилися лучами,
Она пришла ко мне такая же точь-в-точь,
Как тиховейная, как вкрадчивая Ночь.

Как мы видим, аллитерация здесь способствует формированию в воображении читателя особого образа героини. Благодаря обилию шипящих звуков мы представляем себе таинственную незнакомку, словно окутанную волшебным ореолом тишины и страсти.

Часто поэты прибегают к аллитерации, чтобы выразить собственные чувства. Вот, как И. Северянин передаёт радость и оптимистичный настрой в своём знаменитом произведении «Увертюра (Ананасы в шампанском)»:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!

Повторяющиеся согласные «с», «т», «р», «к» и их сочетания ассоциируются с искрами бенгальских огней, шелеста мишуры и хруста упаковки для подарков. Благодаря аллитерациям стихотворение буквально наполняется ощущением праздника.

Удивительно, но те же самые звуки могут выражать и совершенного другие эмоции. Рассмотрим фрагмент произведения А. Белого «Родине».

Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе — и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро,-
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия,-
Мессия грядущего дня!

В этих строках чаще встречается рокочущая согласная «р», чьё звучание усилено соседством других грубых согласных («б», «г», «д»). Вследствие этого сочетания «с», «т» и «к» больше напоминают не радостные искры, а скрежет зубов в приступе бессильной ярости.

Можем мы найти аллитерации и в творчестве современных поэтов.

а были лица хоть куда
в соседский сад спешит орда
мы дети терра-перестройки
в портфелях яблоки и тройки
забродин в классики айда

«Пока завязывал шнурки…», М. Кабир.

На виду у злата и булата
возле патриаршего болота
та еще пастушка свою телку
теребит за титьки…

«На виду у злата и булата…», Л. Горалик.

Таким образом, можно говорить о том, что аллитерация – это многофункциональный приём, с помощью которого можно передавать звуки природы, выражать эмоциональное состояние человека и даже дополнять образ лирического героя. Также аллитерация может придавать стихотворению ритмичность или, наоборот, мирный лад, служит созданию комического эффекта и т. д.



Загрузка...
Анализы стихотворений:
Анненский; Апухтин; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах