Аллитерация
Слово в стихосложении – это не только элемент предложения, призванный дополнить или украсить лирический образ. Само слово, а конкретнее, буквы и звуки, из которых оно состоит, может формировать картину или её детали в стихотворении. Авторы часто пользуются этим свойством речи, применяя в своих произведениях ряд фонетических приёмов, таких как анафора, эпифора, различные рефрены, ассонанс и аллитерация. Последний является одним из наиболее распространённых способов создания особого звукового рисунка речи. Рассмотрим, что же представляет собой аллитерация в поэзии.
Обратившись к словарю иностранных слов, мы выясним, что термин «аллитерация» происходит от латинского «alliteratio» – «сочетание букв», которое восходит к предлогу «ad» (к) и слову «littera», т. е. буква. Согласно определению, аллитерация представляет собой повторение одних и тех же согласных или группы согласных в отрезке текста либо в целом произведении. В русском языке довольно распространены слова с повторяющимися звуками (например, в этом предложении употреблено несколько слов, содержащих «с»). Но для того, чтобы с уверенностью говорить о наличии аллитерации, нужно, чтобы определённые согласные встречались чаще, нежели в обычной речи.
Разновидностью аллитерации является тавтограмма. Это такой текст, все слова которого начинаются с одной буквы. Примером тавтограммы может служить стихотворение В. Я. Брюсова «Мой маяк»:
Мой милый маг, моя Мария, –
Мечтам мерцающмий маяк.
Мятежны марева морские,
Мой милый маг, моя Мария, –
Молчаньем манит мутный мрак…
Мне метит мели мировые
Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк!
Следует уточнить, что к аллитерации не принято относить повторяющиеся морфемы (части слова). То есть, относительно следующего стихотворения корректнее говорить о морфемном повторе, а не об аллитерации.
Из туч с золотым обрезом –
Такое на краснозём,
Что весь световым железом
Пронизан – пробит – пронзён.«Ударило в виноградник», М. И. Цветаева.
Интересно, что с аллитерациями мы часто сталкиваемся в обычной жизни, даже если не обращаемся к поэзии. Ещё в детстве, упражняясь в скороговорках, мы произносим повторяющиеся согласные:
- У Сени и Сани в сенях сом с усами.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора!
Некоторые русские пословицы и поговорки также построены на аллитерации:
- Домашняя дума в дорогу не годится.
- Сорока скажет вороне, ворона борову, а боров всему городу.
- На полатях лежать – ломтя не видать.
- Шила в мешке не утаишь.
- Проще пареной репы и др.
Но чаще всего, разумеется, этот приём используется в поэзии. Многие авторы применяют его, чтобы передать звуки природы. Вот, например, первая строфа стихотворения «Зимний вечер» А. С. Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Здесь аллитерация применена, чтобы воспроизвести сразу несколько явлений. В твёрдых громких «б», «в» и «р» слышится грозный голос урагана, а в тихих «с», «з» и «ш» – свист ветра. Создаётся интересный эффект антитезы – первые строки громкие и гулкие, они заставляют читателя напрячься. Последующие же – более спокойные и приглушённые, что подчёркивает мысль поэта о том, что буря безумствует снаружи, а внутри маленького домика безопасно и уютно.
Похожим образом организованы строки из стихотворения «Задрожали листы, облетая…» А. А. Фета:
И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна…
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.
В них так же резкая первая часть строфы противопоставлена второй, более мягкой и тихой.
Вот ещё один пример того, как с помощью аллитерации можно настраивать читателя на безмятежный лад. Это снова строки А. А. Фета:
Тёплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей дышит степь,
И курганов зеленеет
Убегающая цепь.
Мы видим, что преобладают глухие мягкие согласные, которые внушают умиротворение.
Одно из самых известных стихотворений, построенных на аллитерации, принадлежит перу К. Д. Бальмонта. В произведении, называющемся «Челн томленья», также передаются звуки стихий посредством повтора согласных.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный чёлн.Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог,
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растет.
Челн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.
Вот ещё одно произведение К. Д. Бальмонта, содержащее аллитерацию:
Она пришла ко мне молчащая как Ночь,
Глядящая как Ночь фиалками-очами,
Где росы кроткие звездилися лучами,
Она пришла ко мне такая же точь-в-точь,
Как тиховейная, как вкрадчивая Ночь.
Как мы видим, аллитерация здесь способствует формированию в воображении читателя особого образа героини. Благодаря обилию шипящих звуков мы представляем себе таинственную незнакомку, словно окутанную волшебным ореолом тишины и страсти.
Часто поэты прибегают к аллитерации, чтобы выразить собственные чувства. Вот, как И. Северянин передаёт радость и оптимистичный настрой в своём знаменитом произведении «Увертюра (Ананасы в шампанском)»:
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!
Повторяющиеся согласные «с», «т», «р», «к» и их сочетания ассоциируются с искрами бенгальских огней, шелеста мишуры и хруста упаковки для подарков. Благодаря аллитерациям стихотворение буквально наполняется ощущением праздника.
Удивительно, но те же самые звуки могут выражать и совершенного другие эмоции. Рассмотрим фрагмент произведения А. Белого «Родине».
Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез –
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.Пусть в небе – и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро, –
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия, –
Мессия грядущего дня!
В этих строках чаще встречается рокочущая согласная «р», чьё звучание усилено соседством других грубых согласных («б», «г», «д»). Вследствие этого сочетания «с», «т» и «к» больше напоминают не радостные искры, а скрежет зубов в приступе бессильной ярости.
Можем мы найти аллитерации и в творчестве современных поэтов.
а были лица хоть куда
в соседский сад спешит орда
мы дети терра-перестройки
в портфелях яблоки и тройки
забродин в классики айда«Пока завязывал шнурки…», М. Кабир.
На виду у злата и булата
возле патриаршего болота
та еще пастушка свою телку
теребит за титьки…«На виду у злата и булата…», Л. Горалик.
Таким образом, можно говорить о том, что аллитерация – это многофункциональный приём, с помощью которого можно передавать звуки природы, выражать эмоциональное состояние человека и даже дополнять образ лирического героя. Также аллитерация может придавать стихотворению ритмичность или, наоборот, мирный лад, служит созданию комического эффекта и т. д.